Зачем мы моем руки, надо мыть
Конспект беседы по формированию КГН с детьми РАС «Зачем мы моем руки»
Юлия Илларионова
Конспект беседы по формированию КГН с детьми РАС «Зачем мы моем руки»
Цель: Формирование представлений о гигиенических основах безопасности жизнедеятельности.
– Совершенствовать представления детей с РАС о значении гигиенических процедур (мытье рук).
– Развивать умение самостоятельно замечать необходимость мытья рук.
– Прививать потребность вести здоровый образ жизни.
– Воспитывать привычку, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом, умение устанавливать последовательность действий.
Ход беседы:
Ребята, к нам в гости сегодня пришел Мойдодыр и ему очень интересно, умеем ли мы правильно мыть руки. Давайте мы расскажем и покажем
Руки с мылом надо мыть,
Чтоб здоровенькими быть.
От простой воды и мыла
У микробов тают силы.
Чтоб микробам жизнь не дать,
Руки в рот не надо брать.
Кто знает, зачем нужно постоянно мыть руки? (Ответы детей)
Правильно ребята «На руках, как и на всех окружающих предметах, содержится множество микробов, которые, попадая с пищей в рот, могут вызвать очень сильные заболевания»
А когда же необходимо мыть руки? (Ответы детей: после прогулки, перед едой, после игр, после посещения туалета и каждый раз, когда на руках появляется грязь, т. е. по мере их загрязнения). Да, ребята, вы молодцы.
Ребята, я предлагаю вам вспомнить, как нужно правильно мыть руки. Прежде, чем подойти к крану с водой и открыть его, что нужно сделать?
1. Закатать рукава
2. Открыть кран с водой
3. Взять в руки мыло
4. Намылить руки до густой пены
5. Смыть мыло чистой водой
7. Полотенцем вытереть воду с рук досуха
8-проверь, сухо ли ты вытер руки – приложив тыльной стороной к щеке.
9- Опустить рукава.
(Все действия выполняются совместно с воспитателем и детьми)
Дети по двое выполняют задание, перед ними на столе предметы (книги, фломастеры, ножницы, зубные щетки, мыльница, мыло, мочалка, расчески, полотенца и др.) Дети отбирают предметы, которые помогают быть чистыми и аккуратными.
Вот какие вы молодцы справились с заданием, а сейчас мы пройдем с вами в умывальную комнату и покажем нашему гостю, как мы умеем мыть руки.
(Дети с воспитателем идут мыть руки)
Конспект беседы «Кто кем работает?» с детьми подготовительной группы Беседа на тему «Кто, кем работает?» с детьми подготовительной группы Каждый из ребят мечтает кем-то стать, получить в будущем профессию.
Конспект беседы с детьми старшей группы «Рябина» Беседы с детьми старшей группы. Тема: «Рябина». Цель беседы: углубить представление ребёнка о пользе рябины, месте её произрастания, внешних.
Фотоотчёт занятия по познавательному развитию в разновозрастной группе «Зачем человеку руки?» С целью ознакомления детей со значением рук для человека при помощи игры и экспериментирования,в нашей группе прошло очередное познавательное.
Зачем мы моем руки, надо мыть
- Главная
- Список секций
- Основы безопасности жизнедеятельности
- Зачем мыть руки
Зачем мыть руки
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
1.Введение
Наши руки…. Мы делаем ими всё – пишем, рисуем, лепим, возимся в земле, умываемся, принимаем пищу. Мама своими руками делает нам завтраки, печёт ароматные булочки, учитель пишет мелом на доске, хирурги своими руками спасают жизнь людям. Много полезных вещей мы делаем своими руками.
С самого маленького возраста нам постоянно твердят и родители, и воспитатели, и учителя: «Мойте руки!». Но зачем? Что опасного есть на руках? Зачем нужно мыть руки? Мне захотелось найти ответы на эти вопросы, так появилась тема моей исследовательской работы.
Цель проекта: выяснить, что может произойти с человеком, если он не будет мыть руки.
Задачи проекта:
–изучить литературу и материалы о гигиене, о различных заболеваниях, которые возникают от грязных рук.
-познакомиться с историей различных заболеваний.
-уточнить, как от грязных рук можно заболеть и зачем нужно соблюдать правила гигиены.
-узнать и доказать экспериментальным путем наличие на руках живых микробов
-провести анкетирование и обработать полученные результаты о том, что знают дети о болезнях грязных рук.
2.исследование микробов в лаборатории;
4.анализ полученных данных;
5.обобщение.
Проблема:
1.Действительно ли нужно мыть руки и соблюдать правила личной гигиены, чтобы не заболеть.
2.Содержатся ли на грязных руках живые микроорганизмы, которые могут привести к болезням.
Порядок проведения: Работа рассчитана на 2 этапа. На первом этапе ведётся исследование в бактериологической лаборатории. На втором этапе идёт анализ, сравнение и обобщение полученных результатов.
Проектным продуктом являются:
– Плакат «Моем руки правильно»;
2.Теоретическая часть
2.1.Руки-переносчики инфекции
С самого момента рождения человек соприкасается с микробами. Они живут в большинстве органов человеческого тела. У взрослого человека в организме находится около 2-х килограммов микробов. И большинство из них не вредят, а приносят человеку пользу.
Изучением микробов занимается наука микробиология. Именно благодаря ее достижениям, мы сегодня гораздо меньше болеем, чем наши предки! Но в человеке живут и вредные (болезнетворные) бактерии. Вредных бактерий всегда меньше. Если организм человека здоров, то вредные микробы, попавшие в него, сразу же уничтожаются полезными микробами.
Микробы часто передаются через предметы общего пользования – телефоны, ручки двери, мобильные телефоны, клавиатуры компьютера, ручки крана и другие предметы. Но самый большой центр транспортировки микробов – руки. Именно поэтому так важно придерживаться правил личной гигиены.
Большинство людей знают, что чистые руки — залог хорошего самочувствия и крепкого здоровья. На наших руках в течение дня скапливается огромное количество болезнетворных бактерий, которые оказывают вредное воздействие на организм, вызывая многие заболевания, называемые «болезнями грязных рук». К ним относятся более 30 инфекционных заболеваний.
Инфекционное заболевание это болезнь вызываемая
гельминтами или, как их называют в народе, глистами.
Через грязные руки человек чаще всего заражается бактериями вызывающими кишечные инфекции. К кишечным инфекциям относятся: дизентерия, сальмонеллёз, холера и другие тяжёлые болезни. При всех кишечных заболеваниях болит живот, чаще всего появляется слабость, температура, рвота и диарея (понос).
Вирусывызывают тяжёлую кишечную инфекцию гепатит А в народе называемую «желтухой». При желтухе больного тошнит, рвёт, болят мышцы и кости и, самое главное, поражается печень – очень важный орган человека. Тело и глаза становятся жёлто-коричневыми.
Гельминты или глистымогут проникнуть в организм человека, если тот забыл помыть руки с мылом после общения с животными. У зараженного наблюдается нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, слабость, рвота и тошнота, боли в мышцах и суставах. Наиболее часто люди заражаются аскаридами, острицами.
Нарушение правил гигиены опасно не только для «грязнули». Помимо его желания он может распространить тяжёлые заболевания в семье, классе, в кругу друзей и близких. Кишечные инфекции способны поразить сразу все семейство, а не одного человека.
2.2.Как происходит заражение
Чаще всего бактерии сначала попадают на руки самого больного, если он при посещении туалета не соблюдает правил личной гигиены, неаккуратно пользуется туалетной бумагой, не моет тщательно руки с мылом после посещения туалета. Затем с его рук микробы попадают на бельё, постельные принадлежности, посуду, пищевые продукты, игрушки, дверные ручки, электрические выключатели, лестничные перила и т.д. – на всё, чего он касался грязными руками, а с них – на руки здорового человека, если он берётся за эти ручки и пользуется этими вещами и предметами.
Микробы могут быть занесены в рот непосредственно грязными руками, если, например, у вас есть привычка облизывать пальцы, грызть ногти, ручки или через пищу, которой касались грязными руками. Возможно заражение при рукопожатии.
Болезни грязных рук – это болезни, которые всегда можно предотвратить. Существует много способов предотвращения, но вот один из самых доступных – правильно мыть руки перед едой.
Для многих людей, особенно для детей мытье рук — дело скучное и неинтересное, поэтому нужно помочь им изменить свое мнение об этой процедуре.
Детский фонд Организации Объединенных Наций объявили 15 октября Всемирным днем мытья рук. Эксперты ООН не раз заявляли, что привычка мыть руки, которая считается очень простой, может спасать тысячи детских жизней ежедневно. Особенно высока смертность из-за ”грязных рук” в странах Азии и Африки. Именно поэтому ООН призвали выделить один день в году, чтобы обратить внимание на необходимость приучить детей мыть руки. По данным представителя ООН ежедневно от диареи, заболевания, которое еще называют ”болезнью грязных рук”, умирают 5 тысяч детей. Половины этих смертей можно было избежать, если бы больные мыли с мылом руки перед едой и после посещения туалета.
2.3.Как и когда надо мыть руки
Некоторые люди привыкли мыть руки только перед едой. Это неправильно.
Обязательно мыть руки нужно
перед приготовлением пищи;
после посещения туалета;
после городского транспорта и посещения магазина;
после обращения с деньгами;
по возвращении домой откуда-либо;
после уборки в квартире;
после контакта с животными и их отходами;
после того как вы чихнули, покашляли (прикрывая рот рукой) или высморкались;
перед и после обработки ран или проведения медицинских и гигиенических процедур (например, перед проведением массажа ребенку или после смены подгузника)
оказания помощи больному родственнику;
перед постановкой контактных линз, зубных протезов;
после контакта с отходами;
при очевидном загрязнении рук.
Мало знать, когда нужно мыть руки, нужно еще понимать, как правильно это делать. Ученые определили, что из 100 человек взрослого населения планеты правильно мыть руки умеют только 5 человек.
Чтобы тщательно вымыть руки, предварительно нужно снять с них все украшения: кольца, часы, браслеты и закатать рукава. Намыливая руки, уделите особое внимание кончиками пальцев, межпальцевым промежуткам и пространству под ногтями – это места наибольшего скопления микробов, не забудьте и про запястья.
Смочите руки водой из-под крана.
Намыльте руки. Тщательно потрите руки друг об друга в течение 20 секунд. При этом трите не только ладони, но и каждый палец, и межпальцевой промежуток, под ногтями. Будет особенно хорошо, если заодно вы вымоете и запястья.
Ополосните руки, смойте пену
Высушите руки с помощью полотенца.
Если это возможно, то для того, чтобы закрыть кран, воспользуйтесь локтем или полотенцем. Ведь открывали вы его немытыми руками, а значит, на кране находятся все те микробы, которых вы только что удачно смыли в канализацию.
Для мытья рук не нужно включать слишком горячую воду. Хотя кажется, что она лучше избавляет от микробов, это не так. Горячая вода смывает жировой слой, что высушивает кожу рук и открывает доступ бактериям. Мыть руки нужно водой комфортной температуры.
Не стоит использовать антибактериальное мыло при мытье рук – оно убивает не только болезнетворные, но и полезные бактерии, постоянно присутствующие на коже рук.
Для ежедневного мытья рук достаточно обычного туалетного мыла. Причем предпочтение лучше отдавать жидкому мылу. Если мыло твердое, нужно следить, чтобы оно лежало в сухой мыльнице.
Вытирать руки нужно чистым свежим полотенцем. Желательно, чтобы у взрослых и детей были разные полотенца для рук. Менять их нужно каждый день.
3.Исследовательская часть
3.1.Анкетирование учеников (приложение I)
Вместе со своей учительницей я провела анкетирование среди учащихся 2-3 классов нашей школы. Опросила 62 ученика. Предложила ответить им на следующие вопросы:
Приложение I.Результаты опроса и наблюдения
1.Знаете ли вы правила гигиены рук?2.Какой водой вы чаще моете руки?
3.Как часто за день вы моете руки? 4.Сколько человек помыли руки перед обедом без напоминания учителя
Вывод: проблема «грязных рук» является актуальной среди школьников, и многие дети не уделяют должного внимания этому вопросу.
3.2.Лабораторное исследование
Для подтверждения необходимости мытья рук я проделала исследовательскую работу. Моя бабушка врач микробиолог, работает в больнице. Это исследование мы выполнили вместе.
С помощью лабораторного исследования мы проверили: как влияет мытьё рук с мылом на количество микробов на них. (приложение II)
Отбор проб производили в школе, выращивали микробов в микробиологической лаборатории.
Для исследования нам понадобились:
стерильный ватный тампон (стерильный -это значит на нём нет микробов)
стерильный раствор для смачивания тампона
чашки Петри с питательной средой
Чашка Петри – это предмет лабораторной посуды, она бывает стеклянной или пластиковой.
Питательная среда – это вещество, используемое для выращивания микробов
Мы взяли ватный тампон, смочили его в стерильном растворе и сделали смыв с моих рук. Затем тампоном сделали посев на питательную среду.
После этого я помыла руки с мылом, вытерла полотенцем, и мы повторно сделали смыв с моих рук и посев в чашку Петри.
После этого бабушка отнесла чашки Петри в лабораторию. Мне в лабораторию нельзя, поэтому дальнейший учёт результатов я делала по фотографиям . (приложение III)
Для выращивания микробов бабушка поместила чашки Петри в термостат.
Термостат это лабораторный шкаф, в котором установлена нужная температура. Для выращивания микробов нужна температура 37 градусов.
Микробы очень мелкие, но они очень быстро размножаются. За сутки на поверхности питательной среды из невидимого микроба вырастает скопление («кучка»), которая называется колония.
Через сутки (24 часа) чашки Петри достали из термостата.
На фотографии видно(приложение IV), что в смывах с грязных рук выросло очень большое количество колоний микробов. На фото они разного цвета и размера.
В смывах с вымытых рук тоже выросли колонии микробов, но их во много раз меньше.
Выводы:
Я выяснила что, пользуясь водой и мылом, мы смываем с рук не только грязь и пыль, но и большую часть микробов, однако убить всех микробов со своих рук мы не можем, да это и не нужно. Среди микробов есть много полезных, которые защищают наш организм от различных болезней.
Приложение II.Отбор проб для проведения анализа
Приложение III.Выращивание культуры в условиях лаборатории
Приложение 4.Результат исследования
Рис.1 До мытья рук Рис. 2 После мытья рук
4. Заключение
Таким образом, проведя исследовательскую работу, я могу сделать следующие выводы:
Причиной инфекционных заболеваний являются микробы;
Необходимо обязательно мыть руки перед едой, после посещения туалета, после прихода с улицы, после общения с животными, так как на них скапливается множество микробов;
Необходимо соблюдать личную гигиену, так как грязные руки – один из легких способов попадания микробов в наш организм;
Даже на чисто вымытых руках присутствуют микробы, но противостоит им наш иммунитет;
Благодаря проведенной исследовательской работе, я всегда мою руки и призываю к этому своих одноклассников.
Очень важное средство от всех болезней – хорошее здоровье. Как говорил древнегреческий философ Сократ:
« Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто »
5.Список литературы
Источники информации. Интернет – ресурсы.
1. Болезни «грязных рук» http://myangelok.ru/konsultaciyavrachei/boleznilgrjaznyh-rukr.html
2. Гаврилов Даниил. Болезни грязных рук. http://onua.com.ua/4540-omikrobax-5-foto.html
3. Горностай Анна. Зачем мыть руки, или как спастись от бактерий http://sobesednik.ru/health/zachem-myt-ruki-ili-kak-spastis-ot-bakterii
4. Микробы под микроскопом.
5. Ковери Александра Эмилия МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАГРЯЗНЕННЫХ РУК. http://sibac.info/index.php/2009Чем опасны грязные руки? http://natur-mag.ru/maria/2010/07/chemopasny-gryaznye-ruki.html Автор проекта Салимова Арина, ученица 5 класса. МОУ «Каракокшинская СОШ» Чойского района 12 Республики Алтай.
Старт в науке
Учредителями Конкурса являются Международная ассоциация учёных, преподавателей и специалистов – Российская Академия Естествознания, редакция научного журнала «Международный школьный научный вестник», редакция журнала «Старт в науке».
Беседа с детьми «Почему нужно мыть руки?»
Ефремова Алёна.маам.ру (Вимовец)
Беседа с детьми «Почему нужно мыть руки?»
Беседа с детьми на тему «Почему нужно мыть руки?»
воспитателя Ефремовой А. А.
1. Продолжать побуждать детей к ведению здорового образа жизни.
2. Воспитывать привычку, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом, умение устанавливать последовательность действий.
3. Разучить потешку.
4. Довести до сознания детей важность соблюдения гигиенических процедур.
5. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.
6. Подвести детей к понятию, что “Чистота – залог здоровья”.
Ход действий:
Все болезни у ребят,
От микробов, говорят.
Чтоб всегда здоровым быть
Надо с мылом и водой дружить
Каждый день, и дома и в детском саду, приходя с прогулки и после туалета, после игр и перед едой вам говорят одно и то же – «Не забудь помыть руки!»
Кто ЗНАЕТ зачем нужно постоянно мыть руки? Они же и так чистые! (Ответы детей)
Правильно ребята «На руках, как и на всех окружающих предметах, содержится множество микробов, которые, попадая с пищей в рот, могут вызвать очень сильные заболевание»
Давайте сейчас посмотрим на наши ручки (повернув их ладошками в верх, Полина ты видишь там микробов (Ответ ребенка) Микробы очень маленькие и их нельзя увидеть без специальных увеличительных приборов, их можно разглядеть только под микроскопом. Микробы живут везде – в воздухе, в воде, на руках, продуктах, шерсти животных, игрушках и других предметах.
А что нам поможет избавиться от этих микробов? Отгадайте!
Это наш хороший друг
Терпеть не может грязных рук.
На грязь оно сердится,
В руках оно вертится,
От страха грязь бледнеть начнет
И побежит, и потечет,
Исчезнет без следа.
А руки станут чистыми,
Узнали без труда.
-.Правильно, конечно, все микробы боятся мыла с водой. Вода и мыло – настоящие друзья. Они помогают уничтожить микробы.
Что же детям пригодиться,
Чтобы начисто умыться?
Нам нужна водица.
Что с рук грязь смывает?
Мыло детям помогает.
Чем же дети вытирались? Полотенцем.
В умывальник мы идем,
Мыло и полотенце сейчас найдем!
Дети вместе с воспитателем проходят в туалетную комнату.
Правила правильного мытья рук: (При обсуждении этого вопроса используем показ плаката «Алгоритм мытья рук»).
Намочи руки.
Возьми мыло и намыль руки до появления пены.
Потри не только ладони, но тыльную их сторону.
Проверь, хорошо ли ты вымыл руки.
Вытри руки.
Проверь, сухо ли ты вытер руки – приложи тыльной стороной к щеке.
(Прошу некоторых детей, а потом и всех продемонстрировать все стадии мытья и вытирания рук.)
Ребята, давайте мы прямо сейчас дадим торжественное обещание, о том, что всегда будем дружить с мылом и водицей.
1. Чтоб в грязнулю и неряху
Мне не превратиться,
Обещаю каждый день чисто-чисто. (мыться)
Быть хочу я очень чистой,
А не чёрной галкой,
2. Обещаю я дружить с мылом и. (мочалкой)
3. А ещё, два раза в сутки
Обещаю чистить. (зубки)
4. Обещаю всем кругом
Быть послушным малышом.
Ходить чистым и опрятным,
Очень, очень. (аккуратным).
Воспитатель завершает беседу предложением разучить потешку:
Мойся мыло не ленись
Не выскальзывай,не злись,
Ты зачем опять упало,
Буду мыть тебя сначала.
Конспект занятия по формированию КГН у детей среднего дошкольного возраста «Как мы научили Хрюшу правильно мыть руки» Конспект занятия «Как мы научили Хрюшу правильно мыть руки» (для детей среднего дошкольного возраста) Из опыта работы МБДОУ 79 Воспитатель.
«Какую музыку нужно слушать дома с детьми?» Первая младшая группа Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая.
Занятие-беседа «Почему грустит котенок?» Цель:учить различать эмоциональные переживания на примере животных;поощрять стремление детей проявлять заботу о домашних животных;развивать.
Оформление зада к Дню памяти о блокадном Ленинграде «Помните! Это нужно не мертвым! Это нужно живым!» Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Как бы не менялось.
Беседа «Что значат для человека руки и ноги?» в старшей группе Ребята, вы наверное слышали такие выражения как «Без него как без рук», или «У меня руки связаны». Это так, попробуйте посидеть со связанными.
Конспект занятия по валеологии в младшей группе «Учим куклу Машу мыть руки» Цель: Приучать детей следить за своим внешним видом. Продолжать учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, шею, насухо вытираться.
Конспект занятия по валеологии во второй младшей группе «Для чего надо мыть руки» Цели: Воспитывать культурно-гигиенические навыки, приобщать к здоровому образу жизни. Материалы: игрушечный мишка, музыкальное сопровождение.
Консультация для педагогов: «Нужно ли слушать с детьми классическую музыку?» Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется.
Проект «Подготовка руки дошкольника к письму и совершенствование речи посредством развития мелкой моторики руки» МБДОУ детский сад № 1 «Чебурашка» Педагогический проект «Подготовка руки дошкольника к письму и совершенствование речи посредством развития.
Консультация «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей 3–4 лет. Приучаем ребенка правильно мыть руки» Малыш трех лет уже самостоятельно может принимать пищу, одеваться и раздеваться, умываться, использовать туалет, использовать носовой платок,.
Источники:
http://www.maam.ru/detskijsad/beseda-s-detmi-ras-zachem-my-moem-ruki.html
http://school-science.ru/5/19/34680
http://www.maam.ru/detskijsad/beseda-s-detmi-pochemu-nuzhno-myt-ruki.html