Тема Надежды в пьесе на дне: какую роль играет доброта в жизни человека

Пример итогового сочинения на тему: Какова роль надежды в жизни человека?

Пример итогового сочинения по направлению “НАДЕЖДА и ОТЧАЯНИЕ” 2019-2020.

Сочинение по теме: Какова роль надежды в жизни человека?

Надежда. Несет ли она счастье человеку? Помогает ли пережить сложные времена? Или наносит вред, превращаясь в иллюзию, которой не суждено претвориться в жизнь? Я считаю, что надежда способна спасти человека. Спасти от необдуманных поступков и отчаяния. Конечно, она не решает существующей проблемы, однако дает силы и терпение, чтобы сделать это самому или дождаться чьей-то помощи.

Именно надежда помогла героине романа Достоевского Соне Мармеладовой не погибнуть. Девушка, оказавшись в нищете, не имея никакой поддержки от отца-пьяницы, вынуждена «жить по желтому билету», чтобы спасти от голодной смерти маленьких детей. Ее жизнь – это унижения, горе и слезы. Однако Соня не только не падает духом, но еще и находит в себе силы, чтобы помочь Родиону Раскольникову. Если внимательно посмотреть на ее жизнь, то становится понятно, что спасает Соню именно надежда – надежда на то, что Бог позаботится о ней. Она верит, что в жизни каждого есть глубокий, важный смысл, который задуман Господом. Соня оставляет свою безнравственную жизнь и уезжает с Раскольниковым на каторгу, не утратив своей духовной чистоты. Она получает второй шанс на счастье – быть рядом с Родионом и заботиться о нем.

Надежда могла бы дать второй шанс и герою пьесы Горького «На дне». Актер – пьяница, который живет в ночлежке с такими же брошенными жизнью людьми. Однажды он узнает от странника Луки о больнице, в которой его могут бесплатно вылечить от пьянства. Актер обретает надежду на избавление от своей болезни. Он уже мечтает о новой жизни и собирается в путь. Если бы слова Луки не были ложью, Актер, возможно, смог бы измениться и даже покинуть ночлежку. Этот пример говорит о том, что надежда не должна быть построена на откровенной лжи, иначе она теряет свой смысл.

Все мы хотим надеяться на лучшее. Для человека надежда – это порой спасательный круг. Когда все идет не так, лишь она помогает держаться на плаву и бороться. Если же надежда все-таки рушится, человек вынужден смириться с неизбежным поражением и идти дальше. Но идти нужно всегда в поисках новой надежды, ведь без нее невозможно достичь успеха. (324 слова)

Автор сочинения: Татьяна Городецкая

Тема надежды в пьесе На дне

«Мне хочется написать хорошо, написать с радостью… Мне хочется солнышка пустить на сцену, весёлого солнышка, русского этакого – не очень яркого, но любящего всё, всё обнимающего…»
М. Горький
1902 год… Начало нового века и вместе с тем переломный момент для России. Это время столкновения разных мировоззрений, разных эпох. Период, характеризующийся антагонизмом патриархального жизненного уклада с модернизацией всей жизни общества. В такой момент М. Горький создаёт одно из самых известных своих произведений – пьесу «На дне», делая её центральными персонажами «бывших людей» – босяков, мошенников, воров.
Тема социального «дна» уже не раз до этого поднималась в русской литературе такими писателями, как Ф.М. Достоевский, В.Г.Короленко, М.Е.Салтыков-Щедрин. Однако же Горький озвучивает её по-новому. Горький всегда задумывался над тем, что управляет человеком, какие ценности для него превыше всего, особенно в такое сложное, богатое событиями время, когда все ожидания терпят крах, а восприятие окружающего мира не соответствует реальности. И Горький не был бы Горьким, если б в такой момент в своём произведении не дал людям спасительную нить, а именно – надежду.
Сколько же ожиданий и представлений связано у каждого человека с этим словом! Порой она является единственным путём к спасению, порой – сладкой мечтой, способной одурманить, завлечь, заставляющей забыть реальность. Поэтому всегда надо помнить, что надежда – это вера. Слепо верить – значит, очутиться в несбыточном мире собственных грёз. Вера же истинная подразумевает в себе правду, какой бы горькой она ни была.
В своей драме «На дне» М. Горький в полной мере раскрывает тему надежды, как ложной, так и истинной, давая при этом понять читателю, в чём их главное отличие друг от друга. Стоит заметить, что первоначальный замысел пьесы во многом не соответствовал её воплощению, но неизменным остался один мотив – мотив солнца. Его важность подчёркивал и сам писатель. Вот каким предстаёт нам четвёртое действие первой редакции пьесы, по словам К.С. Станиславского: «. а в четвёртом акте наступала весна, солнце. Природа оживала, ночлежники из смрадной атмосферы выходили на чистый воздух, на земляные работы, они пели песни и под солнцем, на свежем воздухе, забывали о ненависти друг к другу». Солнце в данном случае – это образ надежды, символизирующий освобождение ночлежников от гнетущих оков лжи, страха и вражды.
Несмотря на то, что развязка пьесы коренным образом была изменена, мотив солнца в ней всё же остался, а вместе с ним – и тема надежды. Мы можем проследить её, даже не читая само произведение, а только лишь взглянув на его жанр – драма. Почему именно драма, а не трагедия? Ведь с полной уверенностью можно заявить, что содержание произведения весьма трагично (смерть Анны, самоубийство Актёра, безответная любовь Василисы и её подозрительность к сестре Наташе). Выбор жанра объясняется тем, что, в отличие от трагедии, драма изображает человека не в безысходных отношениях с собой и обществом. То есть, создавая драму, а не трагедию, М. Горький изначально задал произведению соответствующий тон, который по мере развития действия становится одним из воплощений надежды.
Сама композиция пьесы, её внутреннее движение, отражает собой тему надежды. Следуя вслед за автором и его замыслом, в начале пьесы мы видим, что каждый из героев одержим своей мечтой, своей иллюзией и при этом каждый из ночлежки живёт надеждами, но сделать что-нибудь, изменить своё плачевное положение не может в силу трагического стечения обстоятельств. Затем появляется Лука со своим бессильным состраданием и вселяет в сердца ночлежников ложную надежду – слепую веру, – что приводит к трагической развязке всего произведения. Сам М. Горький оценивал своего персонажа так: «Лука – жулик. Он, собственно, ни во что не верит. Но он видит, как страдают и мечутся люди. Ему жаль этих людей. Вот он и говорит им разные слова – для утешения…» Утешительные реплики Луки оказывают на персонажей роковое воздействие, превращая их из надеющихся ещё на что-то людей в безнадёжных мечтателей. Суть этой трансформации можно удачно описать словами Ф.М. Достоевского: «В характерах, жадных деятельности, жадных непосредственной жизни, жадных действительности, но слабых, женственных, нежных, мало-помалу зарождается то, что называется мечтательностью, и человек делается наконец не человеком, а каким-то странным существом среднего рода – мечтателем». Хотя Лука утешает обитателей ночлежки, сам он при этом мечтателем не является – в этом проявляется его лицемерие. Он-то знает, что сострадание без правды не способно побудить человека к действию, а, следственно, изменить его жизнь. После исчезновения лукавого старика начинает зарождаться истинная, неукротимая надежда. Среди жалких, искалеченных, несчастных и бездомных бродяг, под тёмными и угрюмыми сводами ночлежного дома, торжественной песней льются слова о человеке, о его призвании, о его силе и красоте: «Человек – вот правда! Всё – в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное – дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит – гордо!» Казалось бы, пламенный монолог Сатина в сложившихся обстоятельствах неуместен, особенно после того, как «испарился», исчез Лука, повесился Актёр, посажен в тюрьму Васька Пепел. Но это не так, потому что слова эти одновременно выполняют двойную функцию: выражают позицию самого автора произведения и являются лучом надежды, на мгновение озаряющим хмурое пристанище главных героев. Почему же для выражения собственной позиции Горький выбрал именно образ человека? Почему в уста Сатина он вкладывает слова о значимости человеческой силы, мысли, труда? В монологе Сатина сосредоточен «активный» замысел пьесы, который Горький подчёркивал, будучи убеждённым, что Россия больна «пассивным анархизмом». «В корне этой болезни лежит отчаяние, безнадежность, отсутствие веры в свои силы, в творческое начало разума и воли…» Реплика Сатина заставляет героев пьесы, а вместе с тем и всех её читателей, поверить – в свои силы, в силу своего разума и тела. Вместе с верой появляется и искренняя надежда.
Помимо жанра и композиции тема надежды находит своё подтверждение в репликах главных героев. Это, например, некоторые высказывания главного негодяя пьесы – Луки (ведь, несмотря на то, что он даёт ложную надежду, всё-таки это надежда!). «Человек – всё может…Лишь бы захотел» – и подарена надежда Клещу, который мечтает зарабатывать себе на жизнь честным трудом. «Смерть, она нам – как мать малым детям…» – дарована надежда Анне, чтобы она не страшилась своей участи. «Во что веришь, то и есть…» – дана надежда Насте, уверяющей всех в подлинности своих романтических историй. «Не всегда правдой душу вылечишь…» – наивная надежда-поддержка Пеплу на то, что можно и без правды обойтись. «Кто ищет – найдёт…» – надежда всем ночлежникам на то, что когда-нибудь они найдут «праведную землю». Также нотки надежды мы слышим в репликах Актёра, уверовавшего, что «…есть лечебница для организмов» – «…Я её найду, вылечусь и…Я на пути к возрожденью…»; Барона «Старая фамилия…дворяне…выходцы из Франции…Богатство…сотни крепостных…лошади…повара…», Татарина «Время даст свой закон, новый…», Клеща «Как же. Надо жить…», Наташи «Вот, думаю, завтра…приедет кто-то…кто-нибудь…особенный… Или случится что-нибудь… тоже – небывалое…» и других героев драмы. Все они на что-то надеются: кто-то с тоской смотрит в прошлое, кто-то, негодуя, пытается изменить настоящее, а кто-то, уже почти отчаявшись, ждёт чего-то в будущем. Тема надежды здесь очень важна, так как её присутствие в репликах главных героев позволяет нам понять, что, хотя они и «бывшие люди», жизненные ценности для них не потеряли ещё своего значения. Свобода и любовь, добро и истина, сила и справедливость согласуются друг с другом в их индивидуальном сознании, и это даёт героям стремление, в надежде на что-то лучшее и прекрасное.
Наряду с репликами, тема надежды запечатлена и в ремарках автора. Она отчётливо прослеживается, начиная с третьего действия, когда композиция близка к своей развязке. Например, в разговор Барона, Бубнова и Луки вставлена следующая ремарка: «За красной стеной тихо звучит гармоника и песня». Не зря горький отметил это, так как издавна музыка, как и любой другой вид искусства, пробуждала в человеке самые искренние чувства, являлась символом красоты, гармонии, а в данном случае ещё и символом надежды. Музыка тихо и ясно раздаётся где-то за стеной и будто напоминает ночлежникам о том, что не всё в жизни так мрачно и скудно, что есть добро, есть свет. Музыка даёт надежду на исцеление, на новую жизнь.
Не раз в начальных ремарках автор говорит читателю о том, что действие разворачивается на фоне весны. Недаром это время года называют детством природы: всё вокруг пробуждается после зимнего оцепенения, на деревьях появляются почки – зарождается новая жизнь. Сама природа будто взывает к ночлежникам, просит пробудиться их вместе с ней, распространяя тепло и свет повсюду. С весной связано обновление, возрождение. Именно в этот период человеку благоприятнее всего что-то менять в своей жизни. Весна яркостью своих красок, свежестью своего дыхания увлекает и даёт надежду на перемены. К сожалению, герои драмы, больные «пассивным анархизмом», не замечают того, что происходит вокруг – они зациклены на собственном существовании, утонув в поглотившей их волне отчаяния, которая противостоит надежде. Причину этого нравственного бессилия Горький описывал так: «…в существе этой скверны лежит злейший цинический нигилизм русских одиночек, «лишних людей», у которых нет сил «бороться за свободу своего Я в недрах общества» и которые отскакивают от общества в «угол» и «подполье» Достоевского, в неприянятие мира – вообще охвачены стремлением «разбрестись розно». Показать это очень важно и своевременно».
Тему надежды также можно проследить, сравнивая некоторые ремарки. Так, например, в начальной ремарке первого действия говорится, что сцена освещена со стороны зрителей. Это свидетельствует о том, что в самой ночлежке света совсем нет – там царит мрак отчаяния и духовной пустоты. А в четвёртом действии уже говорится о том, что сцена освещена лампой, стоящей посреди стола, вокруг которого сидят Клещ, Сатин, Барон и Настя. То есть ночлежка освещена уже не снаружи, а изнутри. Люди, в ней живущие излучают этот свет. Ночлежники наконец-то загорелись идеей изменить свою жизнь и попытаться воплотить в реальность свои мечты. Их покинуло прежнее отчаяние, которое присутствовало в начале. А это тоже воплощение надежды, так как отсутствие отчаяния – это одно из значений надежды. А произошло это после появления Луки. Превратив ночлежников в мечтателей, он при этом показал им, насколько ужасна их жизнь. Не зря Сатин, в конце концов, оправдывает Луку и говорит, что старичок подействовал на него «как кислота на ржавую монету». Лука хотел помочь, выдав ложь за истину, но, как известно, благими намерениями выложена дорога в ад…В чём мы и убеждаемся, когда узнаём какое воздействие на ночлежников оказали утешительные речи Луки.
Драма «На дне» – многогранное и глубокое по своему социально-философскому содержанию произведение. И, как в любом другом произведении искусства, самым ценным в ней является авторский замысел – то, что хотел донести до читателя автор. Создавая свою пьесу, М. Горький ставил перед собой несколько целей, одной из которых, судя по эпиграфу, являлась задача оставить людям надежду. Описывая суровую и горькую правду русской действительности с её острыми социальными противоречиями, обусловленными сменой эпох, Горькому, тем не менее, удалось «солнышка пустить на сцену, весёлого солнышка, русского этакого – не очень яркого, но любящего всё, всё обнимающего…»

Читать еще:  Понос у ребенка без температуры чем лечить

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. В мире литературы. 9 кл.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. Учеб. заведений / Авт.-сост. А.Г. Кутузов, А. К. Киселев, Е.С. Романичева и др. – М.: Дрофа, 1999.
2. Горький М. Избранное: Рассказы. Очерки. Пьесы. / Послесл.и коммент. И.И. Вайнберга. – М.: Просвещение, 1983.
3. Горький М. Полное собрание сочинений: в 25 т.т. Т.7. – М.: Наука, 1970. – 620-625 с.
4. Даль В.И. толковый словарь живого Великорусского языка: в 4 т.т.Т.2:И-О-Оформл. «Диамант». – СПб.: ООО «Диамант», 2002.-784 с.

«Образ Луки и проблема истины и сострадания в пьесе М. Горького «На дне»»

Максим Горький пишет свою пьесу «На дне» в 1902. Это время, когда человеческая жизнь обесценивается, когда процветают босяки и бедняки, потерявшие веру в себя и в людей.

Герои драмы – жители костылёвской ночлежки, спившиеся, утратившие надежду люди, которые оказались на «дне» жизни. Живя в одном месте, они не хотят помогать друг другу, всё человеческое эти люди утратили, во многом из-за того, что и к себе хорошего отношения не видели. Ночлежники отвержены обществом. В их жизни нет ни одного светлого дня.

Неожиданно в ночлежке появляется странник Лука. Именно он вселяет в героев крупицы надежды и порождает спор о человеке, о жестокой правде и спасительной лжи.

Лука в переводе – «лукавый», но он ещё и «несёт свет», значит ложь Луки светлая, во имя добра, он сострадает жителям ночлежки и желает пробудить в них лучшие, но скрытые, стороны их натуры. Лука рассказывает истории и притчи, которые напоминают людям то, что надежда, вера в лучшее и вообще мечта есть опора жизни, а если это исчезает, то и человек умирает. Лука как врач, но в больнице неизлечимо больных, он не может полностью убрать боль, но может её уменьшить, заставляя ночлежников мечтать о новой лучшей жизни. К тому же он не разделяет людей на плохих и хороших, для него и люди «дна» – «честный народ»: «я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все чёрненькие, все – прыгают». Все люди изначально одинаково честны и добры, и лишь социальные обстоятельства делают их порочными.

Читать еще:  Тесто для хачапури по аджарски в хлебопечке

Сначала мы видим Анну, измученную болезнью женщину, которая всем мешает своим постоянным кашлем, даже своему собственному мужу. И Лука становиться её отдушиной на пороге смерти, ему она может выговориться и получить понимание, сострадание. Лука убеждает Анну, что после смерти будет всё хорошо и спокойно, что там она обретёт отдых от несчастий, выпавших на её долю.

В Актёра, спившегося человека, который некогда действительно работал актёром, Лука вселяет надежду в то, что есть лечебницы для алкаголиков. Странник говорит, что, вылечившись, Актер сможет исправить свою жизнь. А когда разбивается хрупкая мечта малодушного Актёра о возвращении на сцену, он вешается.

Настю, девушку «лёгкого поведения» странник утешает, поддерживает. Она мечтает о чистой любви, что абсурдно в её положении. Лука полностью поддерживает Настю, уверяет девушку, что в ее жизни обязательно будет исключительная любовь.

Для Сатина Лука «как кислота для старой и грязной монеты». Лука провоцирует его на размышления о правде и человеке. «Правда – бог свободного человека!» – говорит Сатин. В его взглядах видна позиция автора пьесы, он верит в лучшее, что есть в человеке.

Ваську Пепла, потомственного вора, Лука убеждает в возможности честной жизни.

Лука разговаривает с жителями ночлежки, вселяя в них веру. Он лжет, но делает это во спасение, из жалости к людям. Но Лука мог помогать лишь словами, его «утешительная ложь» только обостряет конфликт. Выйдя в общество, окрылённые его ложью, эти униженные люди столкнулись с суровостью жизни и не смогли подняться. Возможно, они так и не обрели веру в себя, а ведь главное, по мнению Горького, это увидеть в себе человека. Поэтому автор все-таки осуждает позицию Луки и его теорию о «спасительной лжи».

Читать еще:  Как убрать черные точки и прыщи: как выдавить угри на носу?

Источники:

http://rustutors.ru/primersoch/primersochitog/2110-primer-itogovogo-sochinenija-na-temu-kakova-rol-nadezhdy-v-zhizni-cheloveka.html
http://www.proza.ru/2013/04/11/1998
http://www.allsoch.ru/sochineniya/17658

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: