Спартак мишулин карлсон: сколько лет Александру добрынину?

Спартак Мишулин

Биография

Спартак Мишулин говорил, что из сотни работ, входящих в его фильмографию, публика навскидку вспомнит только «Белое солнце пустыни», «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» и «Кабачок “13 стульев”». Даже если и так, он исполнил завет Константина Станиславского, считавшего, что каждый актер хотя бы один раз за творческую биографию должен сыграть так, чтобы им восхищались.

Детство и юность

Спартак Мишулин родился в Москве в неполной семье. Мать Анна Васильевна, занимавшая достаточно высокий пост в партийной номенклатуре, родила сына вне брака. Кто его отец, Спартак так и не узнал, хотя с большой долей вероятности им мог быть известный советский писатель Александр Фадеев, с которым Анна Мишулина состояла в длительной связи.

В большинстве источников сказано, что по национальности актер — русский. Хотя сам он, имея в виду колоритную внешность и неуемный темперамент, шутил, что, возможно, «влита и цыганская кровь». Имя мальчику дал родной брат матери Александр Мишулин, профессор античной истoрии.

Когда ребенку было 10 лет, Анну арестовали и как врага народа сослали в Ташкент. Спартак с отчимом Василием Пивоваровым и двумя сестрами переехал в Подмосковье. Во время Великой Oтечественной войны семью отправили в эвакуацию в Дзержинск. Окончив 7-летнюю школу, Мишулин, с ранних лет увлеченный театром, увидел объявление о наборе мальчиков в артспецшколу в Анжеро-Судженске. Почему он решил, что сокращение расшифровывается как специальная школа артистов, Спартак и сам не смог объяснить.

Как бы там ни было, он в течение нескольких лет вместо актерского мастерства изучал артиллерийские тактики, хотя в училище удалось заняться любительским театром. При подготовке реквизита к очередному спектаклю Спартак Мишулин без разрешения командования воспользовался электрическими лампочками. Этот проступок не заметили.

Но «пристрастие к графоманству», вспоминал актер, даром не прошло. Подросток записывал сочинения на оборотной стороне портретов советских вождей, потому что бумаги не хватало. В силу возраста ему не впаяли политическую статью, а посадили на полтора года за воровство. Спустя годы народный артист России печатался в изданиях «Культура», «Литературная газета», «Известия». В Америке опубликованы 23 рассказа.

В колонии Спартак чуть было не лишился жизни, когда уснул в борозде и не услышал, что на него наезжает трактор. К счастью, юноша выжил и как пострадавший был переведен на менее тяжелую работу — расконвоированным водовозом. Но и тут Мишулин «отличился» — добавил еще полтора года срока за то, что вместо воды в бочке тайком возил муку, чтобы помочь голодающим товарищам по несчастью.

После освобождения из лагерей Спартак устроился заведующим клубом в деревне Брусово и не выходил на связь с родственниками, так как не хотел в то непростое время накликать на них беду. Но дядя снова сыграл значимую роль в судьбе племянника. Он не только разыскал парня, но и забрал в Москву, где тот попробовал поступить в училище при театре имени Вахтангова (ныне Театральный институт имени Бориса Щукина).

Протекцию составили не абы кто, а Александр Мишулин и председатель Комитета по делам искусств Михаил Храпченко, что стало ошибкой — ректор Борис Захава блата не терпел. На экзамене Спартак продекламировал стихотворение Алексея Апухтина и получил жесткий вердикт: Мишулина и близко нельзя подпускать к сцене.

Спартак Мишулин в роли Карлсона (кадр из фильма «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»)

Любопытно, что уже через 5 лет Захава будет писать восторженные статьи по поводу игры молодого актера омского драмтеатра, так и не догадавшись, что это тот самый забракованный им абитуриент. Тогда Спартак Мишулин переехал в Калинин и окончил театральную студию при местном драматическом театре. В 1960-м его пригласили несколько столичных театров, и актер выбрал Театр сатиры, в котором прослужил беспрерывно 45 лет.

В его репертуаре было множество прекрасных ролей в классических комедиях, но нескольким поколениям зрителей он запомнился как один из лучших в мире исполнителей роли Карлсона, «который живет на крыше». Сорок лет Мишулин играл мужчину с пропеллером и очень любил этого персонажа, считая, что благодаря спектаклю взрослые люди получают шанс вернуться в детство. Фото Спартака в этом образе — самые распространенные.

Фильмы

Дебют на телевизионном экране сразу принес Спартаку Мишулину всесоюзную известность. В телесериале «Кабачок “13 стульев”» он сыграл пана Директора и вместе с Ольгой Аросевой и Валентиной Шарыкиной стал народным любимцем, появляясь в этой роли на протяжении 16 лет.

Еще более знаменита картина 1969 года «Белое солнце пустыни», где Спартак сыграл мужественного жителя Средней Азии Саида, который ищет кровного врага и помогает красноармейцу Сухову в борьбе против местных жителей. После этого комедийного истерна Мишулин и Анатолий Кузнецов встали в один ряд с самыми популярными артистами. Фильм назвали культовым, а фразы, произносимые актерами, превратились в афоризмы.

Спартак Мишулин в роли Саида (кадр из фильма «Белое солнце пустыни»)

В приключенческой ленте «Достояние республики» Спартак исполнил главную роль — управляющего имением, укравшего вверенные ему ценности. По следам вора шел герой Олега Табакова.

Сразу четыре центральных образа, в том числе женский, воплощены артистом в музыкальной комедии Евгения Гинзбурга «Волшебный фонарь». Фильм удостоен главной премии международного фестиваля «Золотая роза Монтрё» в Швейцарии. Еще один проект, наполненный музыкальными произведениями, — комедия «Перикола» с Евгением Евстигнеевым и Владиславом Стржельчиком. Здесь Мишулин перевоплотился в градоначальника.

В первом советском вестерне «Человек с бульвара Капуцинов» Спартак предстал перед зрителями в образе индейского вождя, а в экранизации легендарного романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» продемонстрировал свое видение такого персонажа, как директор ресторана Арчибальд Арчибальдович.

Читать еще:  Мужские стрижки на вьющиеся волосы короткие – как парню сделать кудри

Спартак Мишулин и Дмитрий Харатьян (кадр из фильма «Частный детектив, или Операция “Кооперация”»)

Колоритный вор в исполнении Мишулина получился в картине о семейных ценностях «Бедная Саша» и ситкоме «Дружная семейка».

В «Частном детективе, или Операция “Кооперация”» он выступил в роли экранного отца героя Дмитрия Харатьяна. Этот же дуэт снялся в приключенческой ленте Леонида Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди». В сериале «Кафе “Клубничка”» компанию Спартаку Васильевичу составила дочь Карина.

В последний раз Мишулин снялся в кино перед самой смертью. Это была фантастическая сага «Азирис Нуна», в которой он появился в роли сторожа.

Личная жизнь

Из-за тяжелого детства и драматической молодости Спартак обрел счастье в личной жизни только в зрелом возрасте. К 40 годам актер начал избегать серьезных отношений, так как заметил, что девушки видят в нем исключительно знаменитость.

Загадочный советский Карлсон. Что скрывал Спартак Мишулин

Большинству зрителей Спартак Мишулин знаком именно в образе неунывающего добряка с пропеллером на спине, настоящего детского друга, живущего на крыше. Но мало кто знает, что самому актёру суждено было прожить некоторое время в детском доме, расти без отца и не раз сбегать.

Несмотря на все трудности, Мишулин сумел исполнить свою мечту: стать актёром. Спустя годы о своей прошлой жизни он придумывал небылицы. И до сих пор ходят легенды о том, кем на самом деле был его отец, как актёр оказался в тюрьме и почему скрывал дату своего рождения.

Сын писателя или клон?

Спартак появился на свет 22 октября 1926 года в Москве. Его мать Анна Васильевна Мишулина работала заместителем наркома промышленности. Сына она родила в гражданском браке, и о том, кем был его отец, никогда не рассказывала. Но у Спартака по этому поводу имелись собственные версии, в том числе и фантастические.

Согласно первой, отцом мог быть советский писатель Александр Фадеев (он вместе с Анной Васильевной учился в Московской горной академии). Актёр считал, что от него ему могли передаться «писательские гены»: не случайно ещё в детстве Спартак начал сочинять и на протяжении всей жизни писал рассказы и стихи. По другой версии он считал себя одним из испанских детей, которых в 1937–1938 годах ввезли в СССР, спасая от Гражданской войны (актёр даже специально подчеркивал свое внешнее сходство с испанцами).

Также Спартак не исключал, что его отцом мог быть проезжий цыган (чуть ли не цыганский барон). Актёр рассказывал, что свой первый приз в творческой самодеятельности он взял именно за цыганские танцы, а впоследствии исполнял их и в театре, хотя никто никогда его этому не учил. У Спартака были и другие версии собственного происхождения, которые он рассказывал друзьям. Самые фантастические из них: он был выращен в пробирке и являлся клоном животного неизвестного происхождения.

Зато точно известно, что сразу после своего рождения Спартак оказался в детском доме. По рассказам родных, его мама заявила: «Я много чего сделала для государства, вот теперь пусть оно воспитывает моего ребенка».

Спустя некоторое время в свою семью мальчика забрал родной дядя, Александр Васильевич Мишулин. Именно он дал ребенку такое необычное имя. Дело в том, что дядя был ректором Академии общественных наук при ЦК партии и профессором истории. Особенно его увлекала история Древнего мира, можно даже предположить, что его любимыми историческими личностями были Аристоник и Спартак. Ведь именно этими именами он назвал своего родного сына и племянника.

Побеги, тюрьма и морг

Первые десять лет своей жизни Спартак провел в семье дяди, а потом, по его же настоянию, переехал к матери и её мужу. К слову, отношения у них не сложились: мать была холодна к сыну, а отчим и вовсе его недолюбливал, выпивал и нередко бил ребенка. Поэтому большую часть своего времени будущий актёр стремился проводить вне дома: сбегал, попадал в переделки, оказывался в милиции.

Когда началась война, семья Мишулиных была эвакуирована в Дзержинск, откуда тринадцатилетний Спартак вместе со своими местными товарищами решил отправиться на фронт через Москву. Билеты в столицу приобретались только по паспортам с московской пропиской. Чтобы помочь своим друзьям, Мишулин стащил мамин паспорт, в графу «Дети» вписал ещё пятерых человек и, купив билеты для «шестерых братьев и сестер Мишулиных», вернул документ на место. Вот только на фронт ребята попасть так и не смогли: поскитавшись по военным эшелонам под Москвой, они вернулись домой.

Но спустя год Спартак снова сбежал в столицу. В городе он встретил незнакомого мальчика. Тот плакал и жаловался, что его приняли в артшколу и уже отправляют в Кемеровскую область, а у него здесь мать одна остаётся. Сострадательный Спартак, с детства мечтавший об актёрской карьере и не знавший верной расшифровки слова «артшкола» (вместо артиллерийской он принял ее за артистическую), предложил поехать вместо него.

Будущему актеру суждено было попасть в город Анжеро-Судженск. В свободное от учёбы время он занимался литературой и художественной самодеятельностью. Но однажды из-за своих творческих увлечений Мишулин попал в тюрьму. О том, что же послужило для этого причиной, существует несколько версий.

Согласно первой, в то время юноша много писал, бумаги не хватало, и внезапно под рукой оказались многочисленные портреты Сталина с чистой обратной стороной: их-то Спартак и использовал для своих стихотворений и рассказов. Другая гласит о том, что молодой человек организовывал праздничный концерт, а на сцене не хватало освещения. Он принял решение «позаимствовать» лампочки у местного Дома культуры и совершил за ними ночную вылазку. Также есть версия, что Спартак выбил окно в библиотеке и был пойман: всего лишь хотел взять книгу для написания своего романа (по просьбе ему отказали). Так или иначе, за преступление нарушителя осудили на полтора года.

Читать еще:  Настойка лимонника китайского инструкция по применению

В трудовом лагере Спартак случайно встретился с личным водителем своего дяди, также осуждённым. Водитель был начальником мельницы и взял юношу к себе в подчинённые водовозом. Спустя некоторое время он был пойман на том, что вместо воды привозил заключённым зерно, тем самым продлив себе срок ещё на полтора года.

По рассказам Спартака, во время заключения с ним происходили самые необычные события. Так, после мельницы он попал в тракторную бригаду. Смены там были длинные, иногда и по двадцать часов. В один из дней от сильной усталости он уснул прямо в поле, и водитель трактора его попросту не заметил и переехал на своей машине. Двое суток актер якобы пролежал в морге, а потом вдруг шевельнулся – и его отвезли в больницу, чтобы прооперировать.

Из Дома культуры в театр Сатиры

После трудового лагеря Спартак работал в разных провинциальных театрах и некоторое время руководил Домом культуры в Калининской (ныне Тверской) области, где при нём был создан самодеятельный театр. В середине 50-ых Спартака нашёл родной дядя, он помог юноше вернуться в Москву и начать работу в театре. Но после неудачи при поступлении в ГИТИС и в Театральное училище имени Б.В. Щукина, актёр вернулся в Калининскую область.

Спустя всего несколько лет Мишулин приехал в Москву с гастролями Калининского театра. Его «заметили» и пригласили в труппы « Ленкома» и Сатиры. Актёр сделал выбор в пользу последнего и служил в нём всю оставшуюся жизнь. Самую известную свою роль в спектакле «Карлсон, который живет на крыше» актёр отыграл почти 2000 раз. Когда у него спрашивали, не надоело ли ему на протяжении почти сорока лет играть детского персонажа, он отвечал: «Я могу вернуть людям детство, особенно своим ровесникам, у которых его по-настоящему и не было из-за всевозможных войн. А разве это мало – вернуть людям детство?».

К слову, именно благодаря телепередаче он познакомился со своей женой Валентиной Константиновной. В то время она работала монтажёром в молодёжной редакции и на программе «Время». Спустя два года после знакомства они поженились, а в 1979 году у них родилась дочь Карина. На тот момент Спартаку было 54 года, а его супруге – 33. Повзрослев, дочь продолжила дело отца и стала актрисой.

Загадка длиною в жизнь

Жизнь Спартака всегда была окутана тайной. И не только из-за его привычки рассказывать о себе небылицы, но и потому, что он был достаточно закрытым человеком.

Коллеги знаменитого артиста, например, рассказывали, что в театре никто не знал его домашнего адреса и номера телефона. Более того, он даже скрывал дату своего рождения, а если и приходилось её озвучить, каждый раз называл разные данные. Сначала друзья думали, что он просто точно не знает, когда родился, а потом поняли: ему просто нравилось несколько раз в год собирать гостей.

Друзья и коллеги Спартака до сих пор вспоминают о его дружелюбии, доброте, «детской» душе и готовности прийти на помощь; о его чудной привычке лечиться (даже по незначительному недомоганию он сразу же обращался к врачу, а по приезде в незнакомые города – наведывался в местные поликлиники), о его «фирменных супах» на гастролях прямо в гостиницах (он варил их при помощи охотничьего примуса, на основе супов из пакетиков и всего, что попадалось под руку); о его любви к жене, дочери и внучке.

Последние годы жизни актёра были непростыми. Ухудшились его отношения с руководством театра (это повлияло на количество ролей и зарплату), сгорела его дача, появились проблемы со здоровьем. Чтобы прокормить семью, Спартак не жалел себя, соглашаясь на любую работу. По его собственным рассказам, одно время ему даже пришлось торговать в ларьке прямо на Мосфильмовской улице, а чтобы его никто не узнал, он наклеивал бороду и усы.

В июле 2005 года Спартаку предложили сделать операцию на сердце. Она была проведена, но на следующий день начались осложнения. Спустя ещё два дня, 17 июля, актера не стало.

Спартак Мишулин: Мечтаю в двухтысячный раз сыграть Карлсона

22 октября 2001 1:00

Спартака Мишулина любят и взрослые, и дети. Дети – за роль Карлсона, которую актер играет на сцене Театра сатиры уже 34 года. Взрослые – за образ Саида в «Белом солнце пустыни». А сам Мишулин своей лучшей ролью считает пана Директора в телекабачке. Накануне юбилея артист ушел в подполье, и к его поискам даже пришлось подключать друга нашей газеты Михаила Державина . Наконец мы достали «пропавшего» Мишулина в гримерке Театра сатиры накануне спектакля « Неаполь – город миллионеров». Плучек «гноил» меня пятнадцать лет – Спартак Васильевич, знаю, что у вас был в театре довольно непростой период, когда вы 15 лет не получали новых ролей. Почему так случилось? – На меня осерчал Валентин Плучек, возглавляющий Театр сатиры. Дело в том, что он терпеть не мог наш «Кабачок», считая, что мы скатываемся в пошлость. Кстати, он и Аросеву десять лет гноил. – Татьяна Егорова в своей скандальной книге «Андрей Миронов и я» написала, что вы буквально валялись в ногах у Плучека и выпрашивали роли. – Вранье. Моя беда как раз в том, что за пятнадцать лет бездействия я ни разу к нему не обратился. Плучек – талантливый режиссер, но его человеческие качества оставляют желать лучшего. Знаете, сейчас я считаю своей самой большой жизненной ошибкой отказ перейти в « Ленком ». Марк Захаров настойчиво звал меня, когда создавал труппу. А так я долгие годы «прозябал» в Сатире, играя лишь Карлсона. Да и эту роль я получил случайно. Карлсона должен был играть Борис Новиков , а подменять его Высоковский и Долинский. Получилось, что все приболели, и за две недели до премьеры в спектакль ввели меня. – Слышал, что вы в этой роли летали над сценой. – Было такое, но однажды оборвался трос, и я рухнул на сцену. Сильно ушибся, но спектакль доиграл. С тех пор не летаю. Вот если бы у нас была такая техника, как у Копперфильда . А так видны провода, на которых ты держишься, и дети просто не верят. Папанов и Весник каждый вечер бросали пить – Вы известны среди коллег как хохмач и мастер розыгрышей. Какой из них, на ваш взгляд, был самым забавным? – В наших гримерных идет радиотрансляция спектакля, чтобы, не дай Бог, кто-то не пропустил свой выход на сцену. Вот я как-то записал кусок из спектакля и включил эту сцену во время антракта. Актеры, мирно попивающие кофе в гримерках, выскочили на сцену как ошпаренные и затем долго не могли мне этой шутки простить. – Говорят, что вы были дружны с Анатолием Папановым? – Когда я пришел в Театр сатиры, Анатолий Дмитриевич взял меня под свое покровительство. Даже отдал мне роль Бендера. А на гастролях в Ленинграде Папанов и Евгений Весник каждый вечер приходили ко мне в номер и на пару писали расписку о том, что бросают пить. Причем расписывались кровью. А утром кто-то из них заглядывал ко мне и умолял расписку вернуть. Как Спартак Васильевич водкой торговал – Дочь Карина пошла по вашим стопам и окончила Щепкинское училище. Где она сейчас играет? – В Театре на Перовской. И могу признаться, что именно я заставил ее туда пойти. У Карины были приглашения из Сатиры, « Моссовета », Театра Российской армии. Но там ей бы пришлось сидеть в «глубоком запасе». А она сейчас играет пять главных ролей. – Как поживает ваш серебристый пудель Лаврентий Павлович? – Стареет вместе со мной. Ему уже двенадцать лет, но выглядит бодро. – Мои знакомые утверждают, что лет десять назад видели вас торгующим в киоске водкой. – В начале девяностых хулиганы сожгли мою дачу. Все друзья обещали выручить, но, кроме Евгения Моргунова и Евгения Петросяна , так никто и не помог. Пришлось наняться в палатку около « Мосфильма ». Перед работой я наклеивал бороду и загримировывался. За ночь зарабатывал столько же, сколько в театре за месяц. Но работа слишком тяжелая: шаромыги пьяные, милиционеры, требующие водку бесплатно. Позвал я одного такого в палатку, снял бороду, так он, бедняга, долго прийти в себя не мог. Но дачу я все ж таки восстановил. – На даче, наверное, цветы выращиваете? – Не угадали. Я сажаю картошку, жена Валентина Константиновна – огурцы, помидоры, зелень. Понимаю, что все это стоит копейки, но никак не могу отказать себе в удовольствии покопаться в земле. Недавно урожай был такой, что раздавали соседям. К сожалению, театр «зажал» мой юбилей – В скольких спектаклях заняты сейчас? – Давайте посчитаем. В Сатире – «Малыш и Карлсон», «Андрюша», «Неаполь – город миллионеров», «Счастливцев – Несчастливцев». Плюс в театре «Модерн» в «Счастливом событии» и в некоторых антрепризах. – В кино снимаетесь? – Исключительно в сериалах. За последний год сыграл четыре небольшие роли. Лучшую, пожалуй, в «Сыщиках». А в кино почему-то давненько не зовут. – Ходят слухи о восстановлении «Кабачка». – Пару лет назад я встречался с Константином Эрнстом, возглавляющим первый канал. Он предложил реанимировать «Кабачок», но вот беда – из программы решили сделать набор клипов: Газманова туда вставить, Серова . Смешно все это. Вот и заглохла идея на корню. – О вашей коллекции значков слагают легенды. – Я действительно заядлый фалерист, но в последнее время значки покупаю, лишь будучи на гастролях, чтобы вспомнить тот или иной город. – Что хотели бы пожелать себе в преддверии юбилея? – Сыграть двухтысячный спектакль «Малыш и Карлсон» (пока состоялось 1870 представлений). – Как будете справлять день рождения? – К сожалению, театр меня проигнорировал. Бенефиса, какие были у Ольги Аросевой и Веры Васильевой , мне не дали. Наверное, я актер не такого ранга. Предложили скромненько посидеть за столом. Я отказался. Обидно, я же сорок лет этому театру отдал. Дома с друзьями посидим и скромненько юбилей отметим. ИЗ ДОСЬЕ «КП» Мишулин Спартак Васильевич. Актер театра и кино. Родился 22 октября 1926 г. в Москве . В пятом классе сбежал на фронт, но в итоге оказался в Сибири – работал трактористом в Анжеро – Судженске . В 14 лет стал художественным руководителем Дворца культуры в поселке Удомля . Работал в театрах Калинина и Омска , а в 1961 году пришел в Театр сатиры, где играет по сей день. Сыграл в кино около 80 ролей (самая известная – Саид в «Белом солнце пустыни»). В «Кабачке «13 стульев» более тысячи раз появлялся в роли пана Директора. Народный артист России . Заслуженный артист Польши . Лауреат Государственной премии России и премии Смоктуновского . Хобби – фалеристика (собирание значков). Пять лучших фильмов с участием Спартака Мишулина: «Белое солнце пустыни», «Достояние республики», «Только ты» (по оперетте «Белая акация»), «Конец ночного вора», «Песня над облаками» и, конечно же, «Кабачок «13 стульев».

Читать еще:  Сочинение характеристика митрофана из комедии недоросль: образ фонвизина

Источники:

http://24smi.org/celebrity/1714-spartak-mishulin.html
http://aif.ru/culture/person/zagadochnyy_sovetskiy_karlson_chto_skryval_spartak_mishulin
http://www.crimea.kp.ru/daily/22659.5/12916/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: