Понятия реабилитация и абилитация различаются, абилитология, что это?
В чем разница между абилитацией и реабилитацией?
В 2016 году вступил в силу закон, который определил понятие абилитация для граждан с инвалидностью, а также ее различия с реабилитацией.
Реабилитация — это процесс восстановления организма в послеоперационный период, после сложной и тяжелой болезни, или же после полученной травмы.
Абилитация — это процесс формирования способностей, которыми обладает человек. Абилитация чаще всего применяется в работе с детьми, у которых есть отклонения в развитии физическом, или же интеллектуальном.
Реабилитация для инвалидов — что это?
Реабилитация — это целый комплекс мероприятий для инвалида, который имеет такие части:
- Реабилитационные мероприятия социального типа — это восстановление больного с инвалидностью, как субъекта социума;
- Педагогический процесс восстановления — это реабилитация для инвалида, как личности действия;
- Психологические реабилитационные меры — это восстановительный процесс инвалида на уровне личностных показателей;
- Медицинская физическая реабилитация — это процесс восстановления функциональности организма, или же отдельных его органов.
Все составляющие принципы реабилитации, способны восстановить больного до того состояния, что он может нормально жить в обществе.
Что такое абилитация?
Это также целый цикл мероприятий, для того, чтобы человек с инвалидностью мог хорошо адаптироваться в социуме.
Существуют важные составляющие абилитационного процесса:
- Социально средовая, или же просто социальная абилитация — это индивидуальное восстановление больного в социуме;
- Педагогическая составляющая абилитации — это работа с человеком, по возвращению его деятельности;
- Психологическая абилитация — это прием восстановления личности в гражданина с инвалидностью;
- Абилитация медицинская включает в себя методики и приемы восстановления на биологическом и физическом уровне организма. Процесс абилитации помогает восстановить жизнедеятельность все функций человеческого организма.
Данный цикл мероприятий применяется в центрах физического и психологического восстановления человека с инвалидностью.
Абилитация и реабилитация какая разница?
Абилитация, как понятие для восстановления функциональности организма инвалида, имеет существенную разницу с реабилитацией.
При абилитации происходит формирование способностей больного человека, а в процессе реабилитационных мероприятий происходит восстановление функций организма и его систем. Вот чем отличается абилитация от реабилитации и в этом существует главная разница между двумя медицинскими понятиями.
При абилитации для инвалида создаются такие условия, когда он способен научиться и развить свои способности для достижения поставленных целей.
В процессе обучения, гражданин с инвалидностью находит альтернативные методы решения поставленной цели. Даже если главный путь к достижению цели заблокирован по причине болезни, или же травмы.
Довольно часто процесс абилитации происходит в работе с детьми, у которых существуют отклонения в развитии, а также нарушения некоторых функций.
Пример: если у ребёнка существуют отклонения в применении речевого аппарата, тогда абилит необходимо начинать проводить сразу после того, как ребёнок не стал в положенный срок разговаривать.
Если начать применение абилита в десятилетнем возрасте, тогда полностью восстановить функции речевого аппарата не получиться.
Государственная поддержка абилитологии
В современной медицине разработаны новые методики диагностирования организма человека, что позволяет установить точный диагноз уже на первоначальной стадии.
Кроме выявления диагноза и лечения патологий современными препаратами и на современном оборудовании, также разрабатываются новейшие методики реабилитации больных после сложных травм, или же болезней, а также индивидуальные методики абилитации.
Существует разница в разработках данных методик восстановления.
Чаще всего, абилитология направлена, на восстановление детей с ОВЗ.
Когда на государственном уровне выделено понятие абилитация, подтвержденная вышедшим в 2016 году законом, тогда можно с уверенностью говорить о том, что разработка новых способов и методов формирования в инвалидах личности, которая быстро адаптируется в социуме, не заставит себя долго ждать.
Поддержка государством абилитологии, значительно снизит количество неадаптированных инвалидов, а также детей, которые перебывают в специализированных интернатах.
Абилитационный процесс необходимо начинать с первых моментов развития патологии, или же с первых дней жизни проблемных детей.
В процессе должны быть задействованы специалисты абитологи, а также должна быть тесная поддержка родителей (при занятиях с детьми). Не последнее место отводится государственной поддержке, а также поддержке органов соцзащиты.
Принцип составления индивидуальных программ
Этапы составления индивидуальных реабилитационных программ, для каждого инвалида имеют разницу, и зависит составление программы от потребности каждого больного.
Медицинские мероприятия по восстановлению физических функций организма, при которых снижается ограниченность инвалида в передвижении.
В состав индивидуальной программы абилитации, опираясь на потребности того человека, для которого она разрабатывается, могут быть включены следующие этапы:
- Общие процедуры реабилитационного процесса — прием медикаментозных препаратов;
- Реабилитационное восстановление специализированного характера — протезирование конечностей, оперативное вмешательство в организм, лечение в специализированных клиниках и лечебницах;
Медицинские мероприятия по абилитации:
- Мероприятия по реконструктивной оперативной хирургии;
- Протезирование больных;
- Восстановление в санаторных условиях, или же на курортах.
Разница в абилитационных мероприятиях в том, чтобы научить инвалида приспосабливаться к социуму при помощи своих раскрытых способностей.
Для абилитационного процесса, а также реабилитационного, необходима помощь органов соцзащиты в приобретении инвалидных колясок, костылей, а также обученных собак-поводырей для незрячих инвалидов.
С профессиональным уклоном
Данный абилитационный процесс позволяет обучить гражданина с ограниченными физическими возможностями и оказать помощь в трудоустройстве, а также в адаптировании его на месте его работы.
Ели человек имел профессию, но после перенесенного травмирования, он не может физически выполнять свою работу, тогда проводится переквалификация на ту специальность, которая позволительна его способностям и физическим возможностям.
Для того чтобы инвалид работал на предприятии, руководство данной компании вместе с органами соцзащиты переоборудую место для работы гражданина с инвалидностью.
Работающим инвалидам государство кроме пенсионного обеспечения предлагает ряд льгот, для предприятий, в которых работают инвалиды, также существуют льготы налогового послабления.
Оздоровительных мероприятий и социальной адаптации
Занятия спортом благоприятно влияют на здоровье, а спортивные мероприятия, которые проводятся для инвалидов, позволяют улучшать их психологическое состояние.
Социальная адаптация в обществе — это, прежде всего семейные отношения, а также отношения той среды, в которой часто перебывает данный гражданин.
Социальная адаптация бывает 2 типов, которые должны действовать вместе:
Социальная ориентация в среде проживания — это дать возможность инвалиду быстрее адаптироваться в обществе:
- Помочь инвалиду реализовать себя;
- Способствовать поступлению его в учебные заведения;
- Помощь психолога для работы в семье.
Адаптация на бытовом уровне — это процесс налаживания жизнедеятельности больного в семье:
- Абилитация, или же реабилитации инвалида обслуживания себя в быту;
- Психологический процесс налаживания контакта в семье;
- Научить всех членов в семье проживать вместе с инвалидом;
- Органам соцзащиты помочь в переоборудовании жилища для данной категории граждан.
Социокультурная абилитация — это посещение инвалидом групп по интересам, творческих и спортивных кружков.
Разница в абилитации и реабилитации ребёнка инвалида
Для ребёнка инвалида существует особенность в проведения реабилитации, или же абилитации. Нет разницы, какая методика будет применяться, главное начать ее применение, как можно раньше.
Своевременно начатые меры по реабилитации, способны полностью восстановить функциональность организма и работу всех органов и его систем.
Для ребенка нет большой разницы, применять реабилитацию, или же абилитацию.
Если в вашей местности нет специалистов по абилитации, тогда восстановительные мероприятия проводят врачи-реабилитологи.
Главное, чтобы была оказана своевременная помощь и не упущено время.
Применяемые мероприятия:
- Медицинская ориентация на восстановление функций — массажи, ЛФК, применение лечения в санаторных условиях;
- Бытовая ориентация — научить ребёнка обслуживать себя на бытовом уровне;
- Психологическая адаптация — работа с психологами и занятия на обучение поведения в социуме и возможность самому ребенку наладить общение в обществе;
- Социокультурная ориентация — это эстетическое развитие детей-инвалидов. Разрабатываются культурные программы с посещением музеев, концертов, а также развлекательных и развивающих детских центров.
Заключение
Между абилитацией и реабилитацией существует большая разница в методиках применения, а также в комплексе мероприятий, но оба эти процесса настроены на восстановление функциональности человеческого организма после тяжелой болезни, или полученной травмы, и дать возможность инвалиду адаптироваться в обществе.
Абилитационный процесс восстановления, чаще всего применяется в работе с детьми-инвалидами, когда ребёнка с отклонениями в развитии необходимо научить быть полноценным гражданином в обществе.
Данный процесс настроен на восстановление функциональности организма на биологическом уровне.
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.
Абилитация и реабилитация: в чем разница?
С 1 января 2016 года вступил в силу закон об абилитации инвалидов. Появилось новое понятие, созвучное с привычным нам термином «реабилитация». Однако разница между ними все же есть.
Если кратко, то абилитация ( от лат. habilis — быть способным к чему — либо ) — первоначальное формирование способности к чему — либо . Термин применяется преимущественно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии , в отличие от реабилитации — возвращения способности к чему-л ибо , утраченной в результате болезни , травмы и др . [педагогический терминологический словарь].
Общие понятия о реабилитации лиц с ограниченными функциями здоровья
В стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 48/96, принятая на сорок восьмой сессии ГА ООН 20 декабря 1993г.), в разделе «Основные понятия в политике в отношении инвалидов», сформулировано общеупотребительное понятие реабилитации, основанное на идеях Всемирной программы действий в отношении инвалидов.
Из этого международного определения «реабилитации» следует определенная аналитическая схема самого процесса реабилитации, которая включает следующие составные части (реабилитационные конструкты):
1. Социальная реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека с инвалидностью как социального субъекта;
2. Педагогическая реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека как субъекта деятельности;
3. Психологическая реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию человека с инвалидностью на уровне личности;
4. Медицинская реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию на уровне биологического организма человека.
Все приведенные компоненты составляют идеальную модель реабилитационного процесса. Она является универсальной и может применяться при стратегическом планировании любого центра или учреждения реабилитации человека с инвалидностью, который имеет целью предоставление наиболее полного комплекса реабилитационных услуг.
Когда рождается ребенок с функциональным ограничением, это означает то, что он будет не в состоянии развить все функции, необходимые для нормальной жизни, или, возможно, функциональность этого ребенка не будет развита так же, как функциональность его сверстников. Ребенок, невзирая ни на что, остается ребенком: с потребностью в любви, внимании и воспитании согласно своей уникальной натуры, и к нему необходимо относиться, в первую очередь, как к ребенку.
Слово «абилитация» происходит от латинского «habilis», что означает «быть способным». Абилитировать означает «делать состоятельным» и используется вместо слова «реабилитировать», которое употребляется в смысле восстановления утраченной способности.
Отсюда получается, что этот процесс наиболее актуален в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Хотя применяется и к другим людям, моральное здоровье которых подорвано (к примеру, осужденным). Абилитация означает не только стремление лечить или модифицировать физические или умственные расстройства, это означает также обучение ребенка достигать функциональных целей альтернативными путями, если привычные пути блокированы, и адаптировать окружающую среду для компенсации отсутствующих функций.
Следует заметить, что поздно начатая абилитация может оказаться малоэффективной и трудновыполнимой. Так может быть, например, в случае, если дети с церебральными параличами и грубыми задержками речевого развития начинают получать соответствующую помощь лишь в возрасте восьми — одиннадцати лет. Опыт последних лет говорит о том, что комплекс лечебных, педагогических, логопедических и других мероприятий надо начинать уже на первом году жизни.
Реабилитационные мероприятия начинаются с первых дней заболевания или получения травмы и проводятся непрерывно при условии этапного построения программы.
Абилитационные мероприятия могу начинаться с мониторинга состояния будущей матери и выхаживания ребенка с отклонениями развития.
Абилитация — многосторонний процесс, который одновременно обращает внимание на различные аспекты, для предоставления ребенку возможности вести жизнь, которая наиболее приближена к нормальной. Нормальная жизнь, в данном контексте означает жизнь, которую бы имел ребенок при отсутствии своих функциональных ограничений.
Абилитация и реабилитация – это комплекс мер, направленных на адаптацию в обществе и преодоление патологических состояний людей с ограниченными возможностями здоровья.
Задача и абилитации, и реабилитации — помочь инвалидам как можно успешнее социализироваться, устроить и личную и профессиональную жизнь.
Понятия реабилитация и абилитация различаются, абилитология, что это?
Программа реабилитации инвалида предусматривает непрерывные поэтапные занятия, которые начинаются сразу после возникновения болезни или получения травмы.
Абилитация детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя лечение и коррекцию физических и когнитивных расстройств. Важной её задачей является обучение достижению целей иными путями, если обычные естественные пути закрыты. Кроме того абилитация инвалидов подразумевает адаптацию окружающей среды для восполнения отсутствующих функций.
В процессе абилитации одномоментно воздействуют в разных направлениях для того, чтобы развить все имеющиеся у ребенка задатки, максимально использовать его потенциальные возможности и предоставить ребенку возможность жить жизнью, максимально приближенной к той, какую он мог бы вести, если бы не имел ограничений по состоянию здоровья.
Комплексное лечебное, педагогическое, логопедическое воздействие необходимо начинать как можно раньше, желательно на первом году жизни. Чем позже дети с ДЦП и выраженными задержками развития речи начинают получать необходимую поддержку, тем меньше может оказаться эффект от абилитации. При этом достичь выраженных положительных результатов гораздо труднее, чем при ранней абилитации.
Статьей 9 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” реабилитация инвалидов определяется как «система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности». В этой же статье абилитацией инвалидов называется «система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности». Задачу реабилитации и абилитации закон обозначает как «устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество».
Таким образом, абилитация и реабилитация преследуют достижение одной и той же цели
Основные направления деятельности при реабилитации и абилитации инвалидов не отличаются. К ним относятся: лечебные и реконструктивные медицинские мероприятия, оздоровление на курортах и в санаториях, обеспечение профессиональной самостоятельности инвалидов, приобретение ими образования и профессии, которые смогут обеспечить материальную независимость, интеграция инвалидов в социальную среду, мероприятия по поддержанию ими здорового образа жизни с помощью занятий физкультурой и спортом.
Закрепление понятия абилитации инвалида на законодательном уровне имеет большое значение, так как понятие реабилитации, закрепленное законодательно гораздо раньше, более применимо к человеку с сохраненным интеллектом, с образованием и профессией, чья инвалидность вызвана травмой. А между тем, значительная часть инвалидов, в том числе – детей – имеют нарушения интеллекта и нуждаются именно в абилитации, в обучении с нуля, «с чистого листа».
Законодательное закрепление понятия абилитации инвалида сопровождается появлением индивидуальной программы абилитации (ИПА). Закон дает возможность включать в такие программы меры по психологической, педагогической и социальной адаптации. Законом предусматривается также бюджетное финансирование на указанные цели.
Абилитация и реабилитация детей-инвалидов в медицинском центре «Первый шаг» проводится большим коллективом профессионалов в области медицины, реабилитологии, психологии, педагогики. Мы используем самые современные методы лечения, восстановления и обучения, лучший опыт европейской медицины и тысячелетние традиции китайской медицины.
Двигательная реабилитация и абилитация детей и взрослых, лечение различными не инвазивными методами, занятия с логопедом и дефектологом позволяют нашим пациентам сделать первый шаг в самостоятельную жизнь, к тому, чтобы стать полноправным членом общества, материально независимым состоявшимся человеком.
Источники:
http://posobie.wiki/subsidii/lgoty-invalidam/abilitatsiya-i-reabilitatsiya-raznitsa
http://blagoudm.ru/abilitaciya-i-reabilitaciya-v-chem-raznica/
http://1shag.org/article/abilitatsiya-ili-reabilitatsiya-v-chem-raznitsa/