Почему ребенок не хочет идти в школу?

Когда ребенок не хочет идти в школу

У дочери третий день перед школой вдруг болит живот. У сына каждое утро поднимается температура. Детские психологи бьют тревогу – все больше детей отказываются посещать занятия не из-за лени или банального нежелания учиться. Что делать родителям, рассказывает детский и подростковый психолог Беатрис Коппер-Руае.

Школьная тревожность, школьная фобия, отказ от посещения школы, школьный невроз. Названия разные, но проблема одна: ребенок отказывается ходить на занятия. Он воспринимает школу не как место, где он общается с ровесниками и получает знания. Для него она – постоянный источник страхов и стресса. Как быть в этой ситуации?

Сначала родители должны научиться отличать тревогу от тревожности. Эпизодические проявления беспокойства перед, например, важной контрольной или выступлением на празднике – нормальная реакция. Тревожность же – это постоянное беспокойство, перерастающее в нежелание идти на уроки. Ребенок каждое утро чувствует себя подавленным, его не радует предстоящий день, он ищет повод не идти в школу. При этом в выходные или на каникулах ведет себя совершенно нормально.

Большинство детей не могут или не хотят объяснить, в чем дело. Но каждое утро у них «болит живот» или «поднимается температура». И зачастую это не симуляция – при сильной тревожности все симптомы появляются на самом деле. Родителям придется самим определить причину такого состояния.

Почему ребенок отказывается идти в школу

У первоклассников проблема обычно в трудностях с социальной адаптацией. Ребенку просто некомфортно в незнакомой обстановке и хочется домой, где все понятно и знакомо. Особенно часто так бывает в семьях, где родители долгое время ограждали малыша от трудностей и реалий жизни. В итоге ребенок чувствует себя чужим в школе: не может найти общий язык со сверстниками и не знает, как общаться с учителями.

В этом случае нужно активно заниматься социализацией ребенка, просить его выполнять простые поручения: сходить в ближайший магазин, съездить с кем-то из взрослых – но не с мамой и папой – куда-нибудь на общественном транспорте. Родители должны моделировать ситуации, в которых ребенок может проявить самостоятельность.

Еще ученики младших классов часто боятся не оправдать ожидания родителей и переживают, если у них что-то не получается. Ребенок может расстраиваться даже из-за мелких неудач – забыл тетрадку, не получаются ровные крючки в прописях, родители забрали с уроков позже других.

Период адаптации длится от месяца до полугода, после него уровень тревожности у младших школьников обычно приходит в норму

Важно не предъявлять ему завышенных требований, не ругать за мелкие оплошности и объяснять, что не у всех все получается с первого раза. Рассказывайте о своих трудностях в учебе и о том, как вы с ними справились. Период адаптации длится от месяца до полугода, после него уровень тревожности у младших школьников обычно приходит в норму.

Второй переломный момент случается при переходе в старшие классы. Но тревожность подростка по отношению к школьной жизни может быть и проявлением особенностей характера. Какие ситуации чаще всего становятся поводом для переживаний?

— Ребенок боится, что дома его накажут за низкие оценки или плохое поведение.

— Он стесняется отвечать у доски, боится публично допустить ошибку, опасается, что все над ним будут смеяться.

— Не может найти общий язык с кем-то из учителей, сталкивается с насмешками, упреками, придирками, заниженными оценками и невнимательным отношением.

— Чувствует себя слабым и незащищенным, например, боится, что старшеклассники могут отобрать деньги или будут дразнить из-за немодной одежды.

— Ощущает себя не таким, как все, не может влиться ни в одну компанию и становится изгоем.

— Ребенок заражается тревожностью от близких. Например, мать очень переживает по поводу отметок, постоянно напоминает, что «важно хорошо учиться, иначе не поступишь в университет и станешь дворником».

— У него синдром отличника, он старается быть лучшим, постоянно конкурирует с другими учениками и в итоге перегружен заданиями.

Главная ошибка родителей в любой из этих ситуаций – не уделять проблеме внимания или считать, что «само пройдет». Некоторые школьники в состоянии самостоятельно справиться с проблемой, адаптироваться к ситуации, найти себя и свое место в школьной жизни. Они адекватно реагируют на неудачи, не переживают по поводу отметок или замечаний. Но большинству нужна помощь.

Как родитель может помочь?

Для начала очень важно понять и принять тревогу ребенка. Помните: он имеет на нее полное право.

1. Искренне, не ради галочки интересуйтесь жизнью, мыслями, чувствами, страхами ребенка. Научите его рассказывать о них. Узнайте, какие уроки и почему он любит. В этом заслуга учителя или ребенка интересует сам предмет?

Расспрашивайте не только об оценках, но и о том, как и за что их поставили. Какие эмоции вызвала оценка – гордость, разочарование, злость, стыд? Уметь распознавать и описывать свои эмоции – очень важный навык, который пригодится не только в школьной жизни.

2. Объясните сыну или дочери, что нормально не знать чего-то или не успевать. Тут нечего стыдиться. Пусть ребенок не стесняется говорить, если устал или физически не успевает выполнить задание. К сожалению, современные школьники зачастую перегружены.

3. Даже если детские проблемы не кажутся серьезными, важно признать право ребенка на них. Не обесценивайте проблему: «Подумаешь, забыл выучить стихотворение». Но и не раздувайте из мухи слона: «Как ты мог не выучить стих? Почему ты все время все забываешь? В кого ты такой безответственный?»

Всегда думайте о последствиях такого вмешательства. Порой оно может усугубить ситуацию

4. Не спешите звонить директору школы или родителям одноклассника, который дразнит вашего ребенка. Не вмешивайтесь в ситуацию без явной необходимости. В крайнем случае сделайте так, чтобы сын или дочь об этом не узнали.

Всегда думайте о последствиях такого вмешательства. Порой оно может усугубить ситуацию. К тому же так вы не научите ребенка самостоятельности.

5. Учите ребенка делать выводы из неприятных ситуаций – плохой оценки, ссоры с одноклассником, перебранки с учителем. Приобретенный опыт поможет избежать еще больших неприятностей.

6. Будьте для ребенка примером. Делитесь с ним своими тревогами, переживаниями, трудностями на работе и рассказывайте, как вы их преодолеваете. Учите ребенка – и учитесь сами! – расслабляться и адекватно выражать негативные эмоции. Запомните: у спокойных счастливых родителей – уравновешенные дети.

Читать еще:  На какой день после ветрянки можно мыться, купание в марганцовке взрослому

7. В отдельных случаях, если родители не могут помочь или грамотно разобраться в ситуации, лучше не затягивать и обратиться к психологу.

Об эксперте

Беатрис Коппер-Руае (Béatrice Copper-Royer) – клинический психолог, специалист по детскому и подростковому поведению, автор книги «Боюсь волка, боюсь всего».

6 признаков глупого человека

Глупость похожа на заразную болезнь, предупреждал еще Шекспир, поэтому важно аккуратнее выбирать окружение. Но как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле? Вот что говорит психолог Мария Тихонова.

Каким женщинам везет в любви

Красивым? Нет, внешность не имеет большого значения – важнее психологические особенности личности и эмоциональная зрелость. Психотерапевт Валентина Москаленко о качествах, которые обеспечивают женщине устойчивые отношения.

Ребенок не хочет ходить в школу: что делать?

Детство так быстро пролетает. Все навыки, которые приобретают дети в эту замечательную пору, пригодятся им во взрослой жизни. И всё кажется цветным и ярким, но не всегда краски жизни радуют. Ребёнок не хочет ходить в школу – эта проблема становится пыткой для ребёнка и родителей. Почему так случается, кто в этом виноват и, наконец, что делать? Попробуем выписать рецепт, который превратит тоскливую обязаловку в интересный и познавательный процесс.

От чего возникает нежелание посещать школу

«Не хочу» – может нести совершенно разный смысл. Это то, что в первую очередь должны понимать взрослые.

  1. Ежедневный ритм подразумевает цикличность выполнения тех или иных заданий. Рано или поздно даже любимое занятие, которое необходимо выполнять обязательно, нас утомляет. Вам ведь тоже не всегда хочется отправляться на работу, или что-то делать по дому? Если суть только в этом, отпрыск периодически ноет о том, что не хочет идти в школу – проблемы нет. Совет психолога: иногда, если вы видите, что дети устали, дайте «законный» прогул. Этим вы выиграете 3 бонуса:
    • заработаете дополнительные баллы как любящий и балующий родитель;
    • предотвратите настоящее переутомление;
    • дадите возможность соскучиться по классному коллективу.
  2. Ребёнок изменился, замкнулся в себе, стал агрессивным. Походы в школу превратились в пытку, сборы сопровождаются слезами, а подросток начал ежедневно прогуливать – бейте в колокола. Наличие таких фактов говорит о серьёзной проблеме. Чем быстрее вы её найдёте и устраните, тем меньше пострадает детская психика.

Причины отказа

  1. Конфликты с одноклассниками. Дети часто бывают жестокими. Они не могут видеть ситуацию объёмно, как взрослые. Поэтому оценивают её и последствия своих действий совсем по-другому. Одноклассники могут издеваться из-за каких-то внешних недостатков, комплексов. Но, часто причиной всеобщего неприятия может служить характер или поведение самого ребёнка. Так случается, когда сын или дочь входит в новый коллектив. Желание выделиться, показать себя с «лучшей» стороны, защититься нападением, всё это может иметь искажённую форму. Окружающие дети не поймут наглости новичка и станут его травить. Как следствие – нежелание идти в школу
  2. Отсутствие интереса к процессу обучения возникает в трёх случаях:
    • ребёнок отстаёт от школьной программы. Даже очень умные и развитые дети могут получить пробел знаний в некоторых предметах или разделах. Причины разные: болезнь, семейные обстоятельства, несоответствие способностей и направленности обучения;
    • наоборот, программа не успевает за школьником. Ребёнок любознательный, много читает, интересуется новостями науки, техники. Родители много делают для его развития. Он вырастает из школьной программы как из старой формы;
    • интеллектуальные возможности ребёнка не позволяют ему адекватно воспринимать материал. Ваша кроха очень хочет и сильно старается. Но, в силу своих способностей всё равно не может осилить учебную программу на достаточном уровне. От этого руки опускаются, интерес всё больше гаснет.

Внимание! Большинство родителей хотят, чтобы их дети были талантливыми, послушными и гениальными. Научитесь любить их такими, какие они есть, не требуйте большего. Часто нежелание идти в школу вызвано несоответствием ваших требований и возможностей ребёнка.

  1. Диссонанс темперамента ученика и учителя становится причиной нелюбви к школе, особенно в младших классах. Властная, энергичная, крикливая учительница может подавлять спокойного, неуверенного в себе малыша. Наоборот, слишком спокойный аморфный преподаватель не удержит в руках шустрого шалуна. Проблемы с поведением приведут к неуспеваемости по предметам, а дальше – цепная реакция.

Важно знать и понимать характер и темперамент вашего ребёнка. Если малыш с первых дней жизни непоседливый и гиперактивный, приготовьтесь к тому, что ему нужно будет уделять внимания в 3 раза больше, чем спокойному малышу. Таким детям свойственно: необузданное любопытство, жажда действия, непризнание авторитетов, быстрая смена деятельности. Кроха будет совать свой нос во все уголки окружающего мира без страха и опаски. Задача родителей научить малыша концентрироваться на одном деле всё более и более продолжительное время. Это будет важно при обучении в школе. Для того чтобы этого добиться, необходимо быть очень терпеливым человеком и иметь богатую фантазию и смекалку. В противном случае все попытки обучения приведут к полному отторжению восприятия любых знаний. Вот отсюда и выйдет первое: «не хочу идти в школу».

  1. Проблемы личного характера. Первую влюблённость дети переживают по-разному. Отсутствие взаимности для кого-то может стать стрессом. Бывает, что всё усложняется оглаской любовной неудачи.
  2. Семейные проблемы – сложное испытание для детей. Развод родителей, смерть одного из них – факторы, от которых у детей опускаются руки.
  3. Невнимание и отсутствие контроля со стороны взрослых, одна из наиболее частых причин. Если совпадают три решающих фактора: лень, бесконтрольность, наличие плохих друзей – складывается очень тревожная и бесперспективная картина. Назревает такая ситуация долго. Виноваты в ней – родители.

Пути выхода из ситуации

Если вы пришли к выводу, что нежелание посещать школьный коллектив не надуманная, а реально существующая проблема с глубоким дном, сделайте ряд несложных действий.

  1. Поговорите с ребёнком. Лучше делать это в непринуждённой атмосфере. Например, проведите выходные вместе в парке, на аттракционах. Создайте себе и сыну или дочери хорошее настроение. В момент эмоционального всплеска человека легче разговорить. Если он упорно не хочет обсуждать эту тему, не давите. В таком случае попробуйте получить информацию от друзей или педагогов. При любых изменениях в поведении малыша или подростка обязательно пообщайтесь с классным руководителем, выслушайте его советы. Учитель видит наших детей в таких ситуациях, которые нельзя создать в домашних условиях. Часто дети доверяют любимым педагогам самое сокровенное, то, о чём боятся сказать родителям. Если вы получили информацию, постарайтесь подать её детям так, чтобы они не поняли, откуда она просочилась. Иначе, из союзника учитель превратится в предателя.
  2. Многие родители выбирают школу, отталкиваясь от её престижности и профиля. Если говорить о младшей школе, то выбирать необходимо не школу, а учителя. Важно, чтобы малышу нравилась его учительница, и они подходили друг другу по темпераменту. Там, где симпатия и любовь, проблем не будет. Даже если где-то он будет отставать в силу своих возможностей, при правильной тактике заботливого учителя это не станет трагедией. Желание учиться не пропадёт. Если говорить о профиле, то самый подходящий возраст для перевода – 8–9 класс. В случае, когда делается ставка на 1–2 предмета, можно изучать их и при помощи репетитора, обучаясь в любимой школе.
  3. Педагогический коллектив – это отдельная тема. Но, если в двух словах: дети, которых любят и воспринимают как индивидуумов, учитывая их особенности и способности, всегда будут любить свою школу. Соответственно, они будут стараться учиться, принимать участие в кружках, секциях. Школьный коллектив будет восприниматься как семья. В вашем случае всё по-другому? Изучите отзывы о школах своего района и задумайтесь о смене коллектива.
  4. Если причина в конфликте с одноклассниками, постарайтесь разобраться в ситуации как можно быстрее. Получите информацию из разных источников. Не спешите искать виновных. Ребёнок может быть неправ, но из страха быть наказанным исказит ситуацию. Такое случается часто. Выслушайте все стороны, свидетелей, и только потом принимайте решение и начинайте что-то делать. Постарайтесь примирить стороны конфликта. Но, если речь идёт об издевательстве, или ситуация сильно затянулась, советы психолога не дают результата – ищите другую школу.
  5. В случае отставания от программы по одному, двум предметам, позанимайтесь с ребёнком сами или прибегните к помощи репетитора. Когда всё начинает получаться, дети чувствуют свою силу и значимость, их самооценка увеличивается и жизнь налаживается. Одарённых ребят лучше отдавать в профильные школы, с расширенной и усложнённой программой. Это будет давать им больше возможностей, и увеличивать интерес к учёбе. Если ребёнок слаб, все попытки дополнительных занятий не увенчались успехом, не расстраивайтесь. В жизни есть много профессий, подходящих вашему малышу или подростку. Ориентируйте его на тот вид деятельности, который ему нравится. Что для этого делать, подскажет психолог.
  6. Отнеситесь серьёзно к проблемам на личном фронте. Приведите примеры из своей школьной жизни. Отвлеките ребёнка, если нужно, поплачьте вместе с ним. Объясните, что в жизни всё меняется, и скоро он будет смеяться над тем, что сегодня вызывает тоску. Школьная любовь редко заканчивается продолжительными отношениями, её нужно пережить как ветрянку. Нелишними здесь будут и советы психолога.
  7. Решайте свои межличностные проблемы таким образом, чтобы не вовлекать детей. У них должны остаться папа и мама. Даже если они больше не живут вместе. Контролируйте детей и поддерживайте контакт друг с другом. Часто случается ситуация, когда папе ребёнок говорит, что он у мамы, а маме наоборот. На деле – предоставлен сам себе.
  8. Педагоги вашего ребёнка – не специально обученные церберы. Они вам не враги, а друзья. Лучшее, что вы можете сделать – поддерживать плотную связь со школой. Ребёнок будет понимать, что он находится под контролем, а вы будете в курсе всех школьных дел. В таком случае нежелание посещать школу, возникает редко.
Читать еще:  Как стать любовницей для своего мужа, как быть страстной для мужчины

Полезные советы

Для того чтобы в голову детям не лезли дурные мысли, необходимо сократить количество свободного времени. Для этого существует большое количество секций, кружков, музыкальных, спортивных и танцевальных студий и школ. Забудьте самые распространённые отговорки:

  • нет времени водить;
  • он и так очень устаёт;
  • мы ходили, но нам не понравилось.

Это ложь в оправдание собственной лени. Кто хочет – изыщет возможности, кто не хочет – оправдания.

Чем плотнее и интереснее расписан рабочий день ребёнка, тем больше он успеет. Где занятость – там успех и процветание. А, значит, дополнительная мотивация посещения школы, ведь это место, где можно похвастаться своими талантами.

Нежелание ходить в школу является протестом или защитной реакцией против каких-то дискомфортных для ребёнка обстоятельств. Устраните их, и проблема решится. Быть родителями – самая ответственная и сложная работа. На этой «должности» вы находитесь 24 часа в сутки. Она не допускает лени и безответственности. Желание не посещать школу не возникнет, если в семье есть:

  • любовь;
  • доверие;
  • разумный контроль;
  • всестороннее развитие.

Любите своих детей и уделяйте им больше внимания.

Почему ребенок не хочет идти в школу и что делать

После летних каникул, очень многие родители заставляют детей идти в школу первого сентября. Новоиспеченные первоклассники не горят желанием покидать свою привычную среду и оставлять любимые игрушки дома, детей посещающих среднюю школу уже не оторвать от компьютеров или других гаджетов, а ученики старших классов хотят поспать подольше и погулять до поздна, по этому ранний подъем для них в тягость.

Дети разных возрастов в последнее время воспринимают первое сентября как стресс. Разочарование в учебном процессе, конфликты с одноклассниками или учителями, а так же не соответствие ожидаемой родителями успеваемости детей.

Причин много. Но, они все решаемы, если родители хотят помочь в этом своим детям.

Давайте разберемся что делать, если ребенок не хочет идти в школу.

Страхи первоклассников

Первое время первоклассники, еще «горят желанием» ходить в школу. Так как они еще не понимают, что их там ждет. Психологами замечено, что для начальных классов период адаптации составляет два или три месяца. Там они уже входят в эту «школьную колею». Далее появляются первые конфликты с одноклассниками. Появляется страх оценок, страх не соответствия требованиям в школе и желаниям родителей.

Есть такие дети, которые испытывают страх изначально перед школой, так как для них не привычная обстановка, нет друзей, страх «злых» учителей. Страх перед учителем обычно испытывают те первоклассники у кого уже братья или сестры ходят в школу. И наслушавшись их рассказов, они начинают уже изначально бояться первого своего учителя.

Читать еще:  Смешные диалоги для детей

Как бороться со страхами первоклассников

Обычно психологи в таких случаях советуют, проводить беседы со своими детьми, рассказывая им истории из своей жизни. Как пошли вы в первый класс, какой был у вас учитель, как вы там завели себе друзей. Это помогает малышам понять, что не так все страшно и опасно. Ведь всем известно, что неизвестность пугает. Не оставляйте ребенка наедине со своими страхами. Протяните ему руку помощи. Покажите ребенку, что вы понимаете его.

Так же постарайтесь объяснить ребенку, что вы его не будете ругать за плохие отметки, за то что он не усвоил материал в классе. Дайте ему понять, что вы готовы сидеть с ним и объяснять все то, что ребенок не понял в школе и постеснялся спросить у учителя.

За успехи своего ребенка следует его хвалить, за неудачи, надо пытаться разобраться в их причинах и исправить.

Уделяйте первое время больше внимания ребенку, пытайтесь переключать его внимание от школьной нагрузки, прогулками по парку или походом в кино. Так вы избежите стресса у первоклассника.

Проблемы и страхи учеников в средней школе

С пятого класса начинаются у детей другие страхи и проблемы со школой и ее восприятием. Обычно это происходит в возрасте детей от 10 до 14 лет. Появляется не желание учиться, конфликтные ситуации с одноклассниками или учениками других классов, обычно в этом возрасте заходят уже в тупик. И ребенок не может справиться с этим. Давайте попробуем разобраться в этом.

Нежелание учиться. Большая нагрузка на детей в сфере образования, подача материала учителем порой оставляет желать лучшего. Ребенок получает большой оббьем информации и не всегда она закрепляется у него в голове. Конфликты с учителями уже не так прикрыты. Ребенок остается один на один с требованиями от школы и родителей соответствовать школьной успеваемости. За плохие оценки дома ругают, в школе уже закрепляется, что ребенок троечник и даже зная материал уже сложно получить хорошую оценку. Замкнутый круг перед ребенком закрывается. Школа – оценки — родители.

Плюс в этом возрасте у ребенка ярко проявляются первые черты характера. И ребенок начинает бунтовать против школьной системы и требований хорошо учиться родителей.

Конфликтные ситуации. Тут сложнее, так многие конфликты длятся с начальной школы и уже причины их никто толком не помнит. Но вот конфликт между учениками есть, особенно сложно, если это с одноклассниками. Ребенок находится в стрессовой ситуации, с одной стороны учеба, которая требует много сил и энергии, с другой стороны конфликт — в классе.

Конечно, у ребенка на фоне всего этого пропадает желание ходить в школу.

Как бороться со страхами и проблемами учеников в средней школе

Если ребенок испытывает не желание идти в школу, скатился по успеваемости, в этом случае родителям надо приложить много сил и терпения, чтоб понять, что происходит и с этим справиться. Если не желание учиться связано с тем, что ребенок отстает по предметам, то вам надо его подтянуть. Заниматься с ребенком вечерами, объяснять пройденный материал и закреплять его. Не следует ругать ребенка, и тем более сравнивать с более успешными знакомыми или родственниками. Наймите репитера, если сами не можете справиться со школьной программой. Когда ребенок понимает школьную программу, и успешно справляется с ней то и желание ходить в школу у него появится.

Если конфликт идет с учителями. Бывает такое. Не ругайте и не обвиняйте своего ребенка. Вы должны показывать ему, что вы все равно на его стороне. Сходите в школу, поговорите с учителем, покажите, что ваш ребенок занимается дома по этому предмету вместе с вами. Учителя любят, когда родители ходят не только на собрания, а именно в школу и разговаривают с каждым учителем по успеваемости своего ребенка. Там вы выслушаете рекомендации учителя и на что следует обратить вам внимание. За систематическое посещение учителя, с которым у вашего ребенка состоялся конфликт, вы заметите, как отношение учителя к вашему ребенку меняется. Плюс от домашних ваших занятий с ребенком, и предмет уже не «хромает».

Если конфликт у ребенка вашего и другими учениками. Тут уже вы ничего не сможете сделать, вернее поход в школу и разговоры не помогут. Но давайте попробуем изменить ситуацию. Уточните у ребенка, с чего начался конфликт, кто был инициатором. Не ругайте и не осуждайте вашего ребенка ни в коем случае. Если ситуация имеет решение, то вы его найдете вместе с ребенком. Даже полное игнорирование второго участника конфликта, тоже выход.

Старшеклассники и мотивация

У учеников старших классов, те же проблемы, что и у учеников средних классов. Плюс там уже наступает полное разочарование в школе.

Так как многие старшеклассники уже определились с выбором профессии и уже занимаются у репетиров именно по тем предметам, что им будут необходимы при поступлении и для дальнейшего обучения профессии. Такие подростки уже начинают считать, что изучение иных предметов в школе им необязательны и просто трата их времени, которое они могут потратить на свою компанию, в которой гуляют или на иные свои увлечения. По большей части они считают школу обременительной для себя. Пропускают уроки или просто на них присутствуют.

В этой ситуации родителям надо объяснить своим детям, что все дисциплины им необходимы, для общего развития. И даже для того чтобы получить аттестат и успешно сдать ЕГЭ.

Если старшеклассник не сделал еще выбор будущей профессии, то у него другие проблемы. Он стоит на распутье и родители на него давят с выбором и школа. Тут у подростка стресс и отказ от посещения занятий вообще. Или другая крайность, он хватается за все и сразу и из за большой нагрузки может быть срыв. В этом случае пройдите с ребенком тесты на выбор профессии. Пусть выберет для себя, что — то по душе.

Источники:

http://www.psychologies.ru/standpoint/kogda-rebenok-ne-hochet-idti-v-shkolu/
http://apatii.net/otnosheniya/roditeli-i-deti/rebenok-ne-xochet-xodit-v-shkolu-chto-delat
http://girlife.ru/pochemu-rebenok-ne-hochet-idti-v-shkolu-i-chto-delat/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: