Почему нельзя разорять гнезда птиц?

Почему нельзя разорять гнезда птиц?

Дети, Животные Комментарии к записи Почему нельзя разорять гнезда птиц? отключены 206 Просмотры

Птицы — одни из наиболее беззащитных перед человеком представителей многообразной фауны. Часто, ведомые любопытством, мы вмешиваемся в отлаженные процессы экосистемы, нарушая ее цельность, ставя под угрозу существование того или иного вида.

Из нашей статьи вы узнаете, чем чревато повышенное внимание к жизни пернатых и как убедить детей не разорять гнезда птиц.

От наблюдателя до разрушителя

В мире насчитывается более 9 тысяч разновидностей птиц, все они по-своему уникальны и представляют любопытные экземпляры для исследований не только орнитологов, но и обычных граждан.

Одно из популярных хобби англичан и американцев — бердвотчинг, что буквально означает наблюдение за птицами. Интересующиеся жизнью пернатых используют для этих целей бинокли, чтобы держаться на почтительном расстоянии.

К сожалению, не все столь тактичны. Многие дети, обуреваемые жаждой открытий, штурмуют деревья и чердаки, заглядывая в гнезда, пугая птиц и, еще того хуже, разоряя их жилища. Иногда плохой пример ребятишкам подают сами взрослые, демонстрирующие отпрыскам птичью кладку или витиевато сплетенные прутики гнезда.

Такая бесцеремонность по отношению к пернатым не сулит ничего хорошего.

Какой вред мы наносим птицам?

Неосторожность и незнание основных законов животного мира приводит к тому, что благое намерение узнать побольше о жизни братьев наших меньших оборачивается для них катастрофой.

Почему же орнитологи просят нас проявлять сочувствие и держаться подальше от птичьих домиков?

Самка и самец, чувствуя приближение незваного гостя, часто в страхе покидают гнездо. При этом отложенные яйца или уже проклюнувшиеся из них птенцы остаются без присмотра. За время отсутствия родителей яйца могут украсть хищники. Незавидная участь и у птенцов — они гибнут от холода, голода или острых зубов все тех же хищников;

Взрослые птицы бросают на произвол судьбы яйца и птенцов, которые побывали в руках человека. Дело в том, что пернатых пугают незнакомые запахи, которыми пропитываются скорлупа или оперение. Поэтому, избегая опасности, родители улетают прочь;

Исследователь-любитель может повредить целостность яичной скорлупы или стать причиной гибели птенца;

Человек, близко подошедший к месту обитания птиц, привлекает к ним внимание находящихся поблизости хищников.

Что касается целенаправленного жестокого разорения птичьих гнезд, то в этом случае нет оправдания ни детям, ни взрослым. В природе взаимосвязан каждый элемент, исключая один, мы подвергаем риску всю экосистему.

Вспомните последствия провальной кампании по борьбе с сельскохозяйственными вредителями в Китае. Тогда в черный список попали воробьи, которые уничтожали зерно в немыслимых количествах.

Этих птиц принялись истреблять, а спустя пару лет в Поднебесной наступили голодные времена — урожай на полях съедался гусеницами и саранчой, которыми прежде питались воробьи. Так пошатнулось экологическое равновесие.

Учитесь на ошибках прошлого, оберегайте птиц и не причиняйте вреда их потомству.

Почему нельзя разорять гнезда птиц?

Еще с младших классов учителя рассказывали нам, что нужно беречь животных, не нарушать их покой, не разорять птичьи гнезда и звериные дома, не беспокоить их малышей.

Чтобы ответить на вопрос «Почему нельзя разорять гнезда птиц?», давайте прежде разберемся, какую роль в нашей жизни и окружающем мире играют пернатые.

Роль птиц в природе и жизни человека

Пернатые – класс животного мира, обитающий практически на всей территории земного шара, где есть пригодная для их существования пища. На сегодня мировая фауна представлена более 9 тыс. разновидностей птиц.

Птицы играют огромную роль в природе: регулируют численность насекомых и грызунов; являются одним из звеньев пищевой цепи, выступая в качестве пищи другим представителям фауны; участвуют в оплодотворении растений, семена которых птицы переносят во время перелета или выбрасывают с пометом, кроме этого, птицы, питающиеся цветочным нектаром, опыляют тропические растения.

Роль птиц в жизни человека зависит от их роли в природе. Птицы истребляют насекомых и личинок – вредителей растений, которые выращивает человек, грызунов — распространителей таких инфекционных заболеваний, как чума или желтуха. Многие дикие птицы выступают в качестве добычи и ловчих на охоте. Птичий пух, например, пух гаги, используют для пошива теплой одежды; птичий помет, благодаря своему богатому составу, является отличным удобрением, а птичьи перья использовали для письма и украшений.

Опасности, грозящие птицам

  • если птицы почувствовали присутствие постороннего возле гнезда, они могут безвозвратно покинуть его, а брошенные птенцы умрут от голода и холода;
  • находиться человеку рядом с гнездом – значит демаскировать его для хищников, которые, обнаружив его, разоряют птичий дом и уничтожают кладку яиц и птенцов;
  • если спугнуть с гнезда птицу, яйца и птенцы могут замерзнуть, погибнуть от палящего солнца, их может засыпать снег или залить дождь, заметить хищник. Кроме этого, НЕЛЬЗЯ беспокоить птиц на этапе высиживания или, когда их птенцы только вылупились и не успели обсохнуть и покрыться пухом;
  • большую опасность для птенцов несут насекомые, укусы которых могут привести к гибели;
  • подросшие, но еще не умеющие летать птенцы могут выпасть из гнезда;
  • в больших птичьих колониях во время массовой паники есть вероятность уничтожения гнезда самими же их обитателями.
Читать еще:  Как расстаться с мужчиной который тебя использует, как расставаться правильно

Вот в таких тяжелых и опасных условиях выживают наши меньшие братья. Поэтому беспокойство их человеком только усложняет их жизнь, увеличивая риск их гибели.

Как объяснить детям, почему нельзя разорят гнезда птиц?

Довольно тяжело объяснить детям, почему нельзя разорять гнезда птиц. Ведь познавая мир, они норовят все потрогать и посмотреть. Особое внимание у детей вызывают птичьи гнезда, в которых лежат крошечные яички или вылупившиеся птенцы.

Еще с древности существуют поверья, что птицы – это вестники счастья, согласия и достатка в доме. Ведь не зря голуби являются свадебным символом, лебеди – символом любви и верности, аисты – символом весны, новой жизни, рождения (считается, что аисты приносят новорожденных) и праздника. На Украине и в Молдове на крыше дома специально готовили место, тем самым привлекая аистов вить гнезда – считалось, что аисты защищали жилище и приносили в дом счастье.

Издревле люди стремились к прекрасному: помните ли вы, как услаждает слух птичье пение и звонкий щебет? Чтобы иметь возможность наслаждаться птичьей трелью, люди старались «поселить» пернатых рядом с собой, изготавливая домики или скворечники. Наши предки считали: если под крышей дома вьет гнездо ласточка, то в доме селится удача.

Анализируя древний опыт и наблюдения, можно найти еще один ответ на вопрос «Почему нельзя разорять гнезда птиц?» — от вас отвернется удача, а в доме поселяться болезни, несчастья и беды. Есть поверье, если аисты не возвращаются на прежнее место, то быть беде.

Многие из вас, почитав написанное выше, ответят, что все это народные суеверия. Однако человеческая совесть сама должна подсказать, что любовь к ближнему подразумевает не только любовь к человеку, но и к животным – братьям нашим меньшим. Ведь именно благодаря им, мы может собирать хорошие урожаи, наблюдать цветением растений, наслаждаться птичьим щебетанием…

Самостоятельным и одновременно беззащитным птицам нужно наше заступничество, ведь их малышей, пока те не вырастут, везде ожидает опасность. Судьба беззащитных птенцов зависит не только от их родителей, но и от их гнезда. Если его разорить, птицам негде будет не только жить, но и растить свое потомство.

В природе продумано все до мелочей: самки некоторых видов птиц обладают маскировочным окрасом, а самцы — ярким оперением. Это позволяет птицам маскировать гнездо и отвлекать на себя внимание хищников.

Маленьких птенцов нельзя беспокоить, смотреть на них и брать в руки – родители могут от них отказаться, и птенцы будут обречены на. Вы спросите, а как же делают снимки птичьих гнезд? Ответ прост, фотографы с огромной осторожностью наблюдают за птицами, прячут и хорошо маскируют камеры, чтобы сделать заветные фотографии.

Если взрослым детям таких объяснений достаточно, то малыши вряд ли смогут понять, почему же нельзя разорять гнезда птиц. Для объяснения достаточно им предложить представить, как вашу семью кто-то пытается обидеть и разломать ваш дом. Представляя это, маленький ребенок уж точно сможет поставить себя на место птицы.

Так ли безобидны птичьи гнезда?

Несмотря на то, что птицы – друзья, помощники и «братья наши меньшие», их гнезда могут доставлять неудобства. Таким примером могут послужить использовать для постройки своих гнезд высоковольтные линии передач, что приводит к замыканию электросетей и, как следствие, пожарам. Такие гнезда приходится сносить, чтобы не подвергать опасности окружение.

Досуг «Птицы-наши пернатые друзья, обижать их нельзя»

Валентина Нефёдова
Досуг «Птицы-наши пернатые друзья, обижать их нельзя»

ДОСУГ «ПТИЦЫ – НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ, ОБИЖАТЬ ИХ НЕЛЬЗЯ»

(МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ)

Цель – закрепить знание названий пернатых друзей, которые зимуют в нашем городе, уметь различать их по внешнему виду, знать повадки птиц и приспособленность их к среде обитания.

Задачи: вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистичные представления о природе, расширять у детей знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении их к среде обитания; обогащать словарный запас, развивать связную речь, учить детей давать полные ответы на вопросы; воспитывать умение связно и последовательно пересказывать текст по плану; активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление (учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения).

Подготовительный этап: чтение книг В. Бианки «Синичкин календарь», «Лесные домишки», «Лесная газета» и др., знакомство с зимующими птицами нашего края, изготовление кормушек, наблюдение за зимующими птицами на прогулке.

Активизация словаря: зимующие птицы, нахохлившись, клест-еловик, свиристель, свои замашки, стрекочет, суждено дышать, сохранимся.

Оборудование: подбор книг для выставки, кассета с пением птиц, нарисованная кормушка, 9 видов зимующих птиц (плакаты, пословицы и поговорки (из 2-х частей).

Ход игры

Воспитатель: Почему без птиц нам не обойтись? Птицы – друзья нашего детства. Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на своих крыльях весну. Птицы – верные наши помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов. Птицы дороги нам как часть нашего чудесного мира. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Помните. Ребята, что нельзя разорять гнёзда птиц, стрелять в них из рогаток! Берегите птиц! Птицы – наши друзья! Птицы – это красота и тайна. Они – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов.

Читать еще:  Как принимать оки порошок взрослым: oki инструкция

Ребята, давайте отправимся с вами за чудесами!

Что ни шаг, то для вас новое чудо! Когда ты идешь по тропинке лесной, Вопросы тебя обгоняют гурьбой. Одно «почему» между деревьями мчится, Летит по полям за неведомой птицей. Другое – пчелой забралось на цветок, А третье – лягушкой скок в ручеек. Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем Ответы искать под зеленым шатром.

Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от дома, надо знать.

Грач. Меня вы не забыли?

Переносье с белым кругом,

Важно я хожу за плугом,

Огороду, полю – врач,

Глянцевитый черный грач.

Дятел. Мой клюв как долото, и я выдалбливаю себе в дереве отличное жилье.

Мухоловка-пеструшка. У меня нет такого крепкого клюва, как у дятла. Я обязательно поселюсь в вашем домике, ребята, и обещаю вам каждый день ловить по 300 мух и комаров. Я хоть и очень маленькая, но аппетит у меня большой.

Сова. Я съедаю за ночь 7–8 мышей. Только одна моя семья уничтожила за год 10 тысяч мышей и таким образом спасла 20 т зерна.

Синица. Я круглый год отыскиваю на деревьях вредных насекомых, их яйца и личинки. Трудно нам, синицам, бывает зимой, когда деревья покрыты снегом. Не можем мы в это время найти насекомых, и если бы не вы, юннаты, то умерли бы от голода. Спасибо вам, ребята, за птичьи «столовые».

Ученик. Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Кукушка. Я съедаю за день 39 кузнечиков, 43 гусеницы бабочки-капустницы, 5 личинок майского жука, 3 куколки бабочки, 4 паука и много муравьиных яиц.

Ученик. Кукушка, ты нам дорога!

Уничтожаешь гусениц мохнатых

И охраняешь леса и поля.

Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте послушаем. Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.

1-й ребенок: – Синь-синь! – посвистывает синица.

2-й ребенок: – Чи-чи! Чи-чи! – вторит ей чиж.

3-й ребенок: – Гра-гра! – представляется грач.

4-й ребенок: – Сквор-сквор! – поют скворцы.

5-й ребенок: – Ку-ку! Ку-ку! – зовет кукушка.

Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичное, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.

Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародились у людей при взгляде на птиц.

Помните, ребята, что нельзя разорять гнёзда птиц, стрелять в них из рогаток! Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей, съедающих около четверти всего урожая, обгрызающих плодовые деревья в саду. Без птиц никогда не было бы хорошего урожая.

И сегодня мы здесь собрались, чтобы узнать хорошо ли знают наши команды наших пернатых друзей

1-й ребенок. Пусть птицы нам поют без нот,

Пускай поют без слов.

Я знаю все, о чем поют щегол и реполов.

Поют на ветке соловей, малиновка и дрозд.

Ты гнезда разорять не смей!

Не трогай птичьих гнезд!

Ты в наши гнезда не смотри,

Не становись на пни,

Яичек теплых не бери – зачем тебе они?

Через неделю или две

Зайди послушать в сад –

Птенцы в молоденькой листве тихонько запищат.

2-й ребенок. Чтоб накормить своих птенцов,

Набить едою рот,

Найдут синицы червяков, ползущих в огород.

Повсюду птицы налетят, они и там, и тут.

Всех гусениц, что портят сад,

На яблонях найдут.

От кровожадных комаров покоя летом нет –

Их пеночка и реполов поймают на обед.

Поют щегол и соловей, малиновка и дрозд.

Ты гнезда разорять не смей.

Не трогай птичьих гнезд.

И мы не будем разорять!

Вот слово всех ребят.

Пусть птичьи песенки опять

В саду у нас звенят!

Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте проведем викторину.

– Какая птица выше всех летает. (Орел.)

– Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже среди зимы? (Клёст.)

Птица-кашевар из детского стишка. (Сорока.)

– Пользу или вред приносит человеку синица зимой, когда все насекомые спят? (Пользу, синицы питаются спрятавшимися насекомыми.)

– Когда температура тела воробья ниже – зимой или летом? (Одинаковая.)

– Какая птица является ближайшей родственницей Снегурочки? (Снегирь.)

– Какая птица со времен древних греков считается символом мудрости и познания? (Сова.)

– Какая птица дала название мужской рубашке? (Сорока, рубашка – сорочка.)

– Какую птицу называют крылатым почтальоном? (Голубя.)

– Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец.)

– У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)

Читать еще:  Игры на сплочение для младших школьников

– Где зимуют синица и трясогузка? (Синица – в наших краях, трясогузка улетает в теплые края.)

– В какое время суток добывают себе корм ворона и сова? (Ворона – утром и днем, сова – ночью.)

– Какой клюв у дятла и клеста? (У клеста – крестообразный, у дятла – большой и крепкий.)

– Чем отличаются гнезда вороны и кукушки? (Кукушка не вьет гнезда.)

– Что птицам страшнее – голод или холод? (Голод.)

– Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Куропатки, тетерева, рябчики, глухари.)

– Какого числа отмечается Международный день птиц?

Воспитатель: А сейчас мы с вами проведем игру. Встанем в круг и ну играть.

Игра «Прилетели птицы».

Воспитатель. А сейчас отдохнем и поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать. Начинаем.

Прилетели птицы:

Мухи и стрижи… (Дети хлопают.)

Воспитатель. Что неправильно, почему?

Дети. Мухи – это насекомые.

Прилетели птицы:

Галки, макароны. (Дети хлопают.)

Воспитатель. Начинаем снова.

Прилетели птицы:

Голуби, куницы. (Дети хлопают.)

Прилетели птицы:

Комары, кукушки. (Дети хлопают.) Воспитатель. Прилетели птицы:

Воспитатель: А теперь мы поработаем с загадками.

Что за весенняя чёрная птица

Любит за плугом ходить и кормиться?

Что за весенняя чёрная птица

Прямо на трактор чуть не садится? (Грач)

Мать-отца не знаю,

Но часто называю.

Детей знать не буду —

Чужим их сбуду. (Кукушка)

Всю ночь летает — мышей добывает.

А станет светло — спать летит в дупло. (Сова)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистей и нежней?

Кто же это? (Соловей).

И полоска шарфика. (Синица)

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает. (Воробей)

Гнездо своё он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песни, и полёт

Вошли в стихотворения. (Жаворонок)

Угадайте, что за птичка:

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

У меня, друзья, привычка:

Как начнутся холода —

Прямо с севера сюда.

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока)

Плотник острым долотом

Строит дом с одним окном.

Чёрный жилет, красный берет,

Нос — как топор, хвост — как упор. (Дятел)

Ведущий: Чем же полезны человеку птицы? (уничтожают вредителей, полезны пением и общением, как объект промысла.)

– А наносит ли вред птицам человек, какой?

– Какие же правила надо соблюдать каждому из нас?

Не разорять гнезда.

Не ловить и не убивать.

Не трогать яйца и птенцов.

Подкармливать в зимнее время, главная цель – защита птиц от голод.

Охранять от вредителей (кошки, собаки, серые вороны и т. д.)

Летом и осенью запасать корм для зимующих птиц (семена березы, ольхи, репейника, ягоды рябины, калины, семена от арбузов, дынь и т. д.).

Воспитатель: Молодцы! Вот и подошло наше мероприятие к концу. Спасибо всем, кто принял в нем участие. На прощание хочу сказать еще несколько слов о пернатых. Ученые подсчитали общее число птиц на Земле. Их примерно 100 млрд, то есть всего по 20 (клювов) на человека.

1. Из каждого 10-го зимой погибает 9.

2. Птенцы одной синицы, погибшей за зиму, могли бы уничтожить до 1 080 000 насекомых.

3. Что насекомоядные птицы (синицы) не выносят и дня голодания.

4. Зимующие птицы, наевшись, не садятся спать или отдыхать, как куры, а с еще большей энергией начинают искать насекомых.

Спасибо всем за внимание!

«Наши пернатые друзья» Познавательный проект Актуальность: Без приближения детей к природе и широкого использования ее в образовательно-воспитательной работе детского сада нельзя решать.

Фотоотчёт о реализации проекта «Наши пернатые друзья» С 18.11.15. г по 30.11.15. г в нашем центре воспитателями стационарного отделения Астафьевой Е. В и Пинчук Н. Н был реализован проект «Наши.

«Наши пернатые друзья». Фотонаблюдения Если ты наблюдательный человек, то обязательно заметил, что жизнь птиц похожа на человеческую жизнь. Очень интересно наблюдать за птицами,.

Познавательный проект «Наши пернатые друзья» Краткая аннотация проекта: «Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь.

Проект «Наши пернатые друзья» АКТУАЛЬНОСТЬ: В настоящее время миллионы птиц гибнут от промышленного загрязнения воды, почвы, воздуха; непродуманного освоения природных.

Проект «Наши пернатые друзья» (I часть) 2 часть 3 часть 4 часть Паспорт проекта Наименование проекта: «Наши пернатые друзья». Тип проекта: групповой, познавательно-творческий,.

Проект «Наши пернатые друзья» (II часть) 1 часть 3 часть 4 часть ДЕКАБРЬ I неделя Наблюдение за птицами. Чтение: Е. Благинина «Улетают, улетай», Е. Трутнева «Галка», И. Токмакова.

Проект «Наши пернатые друзья» (III часть) 1 часть 2 часть 4 часть ЯНВАРЬ IV неделя Беседа по теме: «Какие разные птицы» (сравнительный рассказ). Цель: Учить детей составлять.

Проект «Наши пернатые друзья» (IV часть) 1 часть 2 часть 3 часть МАРТ I неделя Наблюдение за воробьями. Чтение: А. Барто «Птичка». Цель: Обратить внимание детей на воробьёв,.

Экологический проект «Друзья наши — пернатые» Экологический проект «Друзья наши — пернатые» Цель проекта: расширить знание детей о птицах. Задачи: 1. формировать представления детей.

Источники:

http://pocemu.ru/nelzya-razoryat-gnezda-ptits.html
http://samoeinteresnoe.com/primety-i-sueveriya/pochemu-nelzya-razoryat-gnezda-ptic.htm
http://www.maam.ru/detskijsad/dosug-pticy-nashi-pernatye-druzja-obizhat-ih-nelzja.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector