Как выглядят снежинки: Алексей клятов

Алексей Клятов:
«Увеличенный мир еще интереснее!»

Алексей Клятов занимается макросъемкой; особенно он любит фотографировать снежинки, в чем ему весьма помогает объектив «Гелиос», на основе которого он собственноручно собрал целую конструкцию для более эффективной работы. В рамках интервью Алексей дал целый мастер-класс по съемке снежинок, подробно разобрав все аспекты этой непростой задачи.

  • Алексей, здравствуйте! Большое спасибо за то что нашли время ответить на наши вопросы! Расскажите, пожалуйста, как давно вы снимаете?
  • Добрый день! Не очень давно, лет 10 или 11. Начал снимать только с появлением доступных цифровых компактов. Первым был Casio QV-3000, отличный фотоаппарат с хорошим для своего времени макро, позже – только Canon PowerShot, несколько разных моделей. Первоначально я предпочитал их за богатство ручных настроек даже в дешевых камерах, а также за удобство и вообще отсутствие каких-либо явных недостатков; позже, когда появилась альтернативная прошивка (а точнее, резидентная программа) CHDK (Canon Hacker’s Development Kit), для энтузиаста, на мой взгляд, просто исчезли другие варианты, настолько она хороша.

Камера с CHDK имеет такие возможности, каких нет не только у всех остальных компактов, но и у зеркалок, например, скрипты: различные интервалометры, скрипты для брекетинга, удобные варианты серийной съемки с перефокусировкой или без и множество других. Самая основная и необходимая в работе функция CHDK – это возможность записи RAW; без нее я уже давно вообще не представляю себе фотографию. JPEG использую только как превью для быстрого просмотра отснятого материала. Также есть масса других важных функций: значительное расширение диапазона возможных выдержек в обе стороны, брекетинг для HDR и фокус-стека, гистограмма реального времени и тому подобное.

  • Вы изучали фотографию профессионально или самостоятельно?
  • Самостоятельно, читаю много тематического в Интернете.

  • Чем вас привлекает жанр макрофотографии?
  • Необычностью макро, непохожестью на все привычное. И с большим увеличением фотографии становятся еще интереснее. Например, сейчас мне стало интересно снимать не просто жуков и пауков, а их крупные портреты во весь кадр, со всеми шипами, рогами, фасетками и мехом. Так же и со снежинками.

Самые обычные, крупные звездчатые дендриты видели все, их легко рассмотреть в деталях невооруженным глазом. Но наиболее необычные и удивительные формы и узоры у средних и мелких снежинок размерами 1–4 мм и мельче.

  • А какие другие жанры фотографии вас интересуют?
  • HDR, high dynamic range images, собранные из серий кадров с разной экспозицией, особенно ночные фото; натюрморты в технике световой кисти и любительская астрофотография; в следующем году думаю попробовать инфракрасную фотографию, которую тоже можно снимать в HDR.

  • Как пришла идея фотографировать снежинки?
  • Когда я начинал фотографировать, снимал практически только макро: цветы, бабочек и божьих коровок, как и многие начинающие. Это было очень интересно, и несколько лет я не думал ни о чем другом. Но как-то раз увидел в Интернете две фотографии снежинок на темном фоне (это было давно, и автор не запомнился). Эти снимки поразили меня холодной кристаллической красотой и необычностью. Самое удивительное, что они были сняты простым компактным фотоаппаратом в стандартном макрорежиме.

Как и многие люди, я тогда почему-то считал, что съемка снежинок доступна только профессионалам со специальной техникой и микроскопами. Это абсолютно не так! Каждый любитель с компактной камерой (если, конечно, у нее достаточно хороший макрорежим, чтобы снять с приемлемым качеством некрупного жука) может делать отличные фотографии снежинок. Тут важнее не техника, а терпение, готовность ждать хорошего снегопада, снимать подолгу на холоде, а потом выбрасывать множество кадров из-за плохого фокуса, снова и снова. И нужно удобное место для съемки, где никто не мешает, открытое сверху для падающих снежинок и достаточно светлое, если используется естественный свет.

  • Отечественным первооткрывателем макросъемки считается Андрей Сигсон, который тоже с удовольствием снимал снежинки. Это было в конце XIX века, и чтобы фотографировать, ему приходилось остужать руки и дышать в сторону, иначе снежинки под микроскопом растаяли бы. С тех пор все изменилось, появилась цифровая техника. Расскажите о своем процессе фотосъемки.
  • С местом для съемки мне повезло – это домашний незастекленный балкон на последнем этаже, больше половины которого находится под открытым небом. Снимаю иногда под углом на шерстяной ткани в естественном свете, но чаще на горизонтально лежащем стекле, просвечивая его с обратной стороны светодиодным фонариком.
Читать еще:  Точки на лице отвечающие за органы, точечный самомассаж

На пол балкона ставлю перевернутую табуретку ножками вверх, на ножки кладу по кусочку поролона, чтобы не скользил положенный на них лист стекла от книжной полки. В прошлом году я снимал PowerShot в стандартном макрорежиме. Для этого я вырезал среднюю часть маленькой бутылки от газировки в виде трубки высотой 5,5 см. Высоту подобрал таким образом, чтобы объектив фотоаппарата, просунутый в трубку, не доставал до дна 1 см (это минимальное расстояние фокусировки A650 в режиме макро). Над выбранной снежинкой ставлю этот цилиндр с фотоаппаратом, объектив смотрит вертикально вниз. Можно снимать с задержкой в 1–2 с после фокусировки и серией, чтобы убрать руку и не было никакого шевеления и сдвигов. Фонариком просвечиваю снежинку снизу, из-под стекла. Фонарь светит через два слоя белого полиэтилена от пакета, чтобы выровнять освещение и не допустить резких бликов. Света хватает, чтобы снимать и в полной темноте на минимальном ISO и короткой выдержке.

В прошлом году я сделал макроприставку с внешней оптикой – «Гелиосом-44М-5» от «Зенита». Для этого я взял дощечку длиной

30 см, закрепил на ней перевернутый «Гелиос» (задней линзой к снежинкам, передней – к фотоаппарату), наметил и просверлил в доске отверстие под болт, подходящий под штативное гнездо фотоаппарата. Камеру поставил на доску так, чтобы выдвинутый на максимальный зум объектив упирался в «Гелиос» и смотрел в его переднюю линзу. Затем закрепил винтом сквозь доску и дополнительно приклеенным на доску металлическим уголком и кусочком проволоки, чтобы никуда не сдвигался. На обратную сторону «Гелиоса» навинтил три зенитовских узких удлинительных кольца, получилось как раз нужное фокусное расстояние (2,5–3 см от линз). Место примыкания объективов друг к другу закрыл муфтой из черного полиэтилена от света и попадания снега и капель. Вся конструкция получилась достаточно прочной и устойчиво стоит вертикально объективами вниз. Я просто ставлю ее на стекло над выбранной снежинкой и снимаю на максимальном оптическом зуме (6x) вместо макро, автофокус фотоаппарата работает хорошо.

Опробовал эту конструкцию и для съемки под углом на ткани, ставя дальний конец доски на маленький настольный штатив с гибкими ножками, чтобы снимать под нужным углом, убрав руку. Увеличение и детальность получаются заметно лучше стандартного макро, но глубина резкости маловата даже на самой узкой диафрагме. Нужно делать фокус-стек минимум из 3 кадров, хотя есть решение проще: когда снежинка опирается на волоски шерстяной ткани, ее нетрудно развернуть в нужное положение. Так что достаточно установить макротрубу, нацелившись на нее, а затем, глядя сбоку, повернуть снежинку плашмя к плоскости линз с помощью зубочистки. Несмотря на кажущуюся хрупкость, снежинки весьма прочные и обычно выдерживают несколько касаний зубочисткой без визуально заметных повреждений.

Для съемки на темной ткани выставляю такие параметры: на колесе выбора режимов – приоритет выдержки (TV), выдержку 2 с – это во много раз больше, чем та, которую фотоаппарат выставил бы автоматически. Фокусировка по центру. Экспозамер – по центру (обязательно!), иначе снежинка будет гарантированно пересвечена. Остальные параметры съемки выставляю автоматически, и фотоаппарат при таких странных настройках вынужден сделать вот что: поскольку на такой долгой выдержке кадр был бы засвечен, камера выставляет минимальное ISO и самую узкую диафрагму, чтобы понизить освещенность, но этого недостаточно; затем она снижает значение выдержки, чтобы получилась нормальная экспозиция (заданная экспозамером по центру, где находится светлая снежинка). В результате получается как раз то, что надо: кадры с минимальным шумом и максимально возможной для такой конструкции ГРИП.

Читать еще:  Животные на которых нет аллергии, гипоаллергенная морская свинка

Конечно, можно было бы выставить все параметры в ручном режиме (M), включая минимальное ISO и максимально узкую диафрагму, но тогда я был бы вынужден указывать вручную выдержку и постоянно корректировать ее в меняющихся условиях освещения, а так это поручается автомату, который работает на отлично. Для съемки на стекле на просвет выставляю те же параметры, только стартовое значение выдержки ставлю 1 с вместо 2 (при такой съемке света более чем достаточно), а экспозамер – центрально-взвешенный или оценочный, потому что в этом случае снежинка у нас темнее фона и точечный замер может привести к пересвеченному кадру.

  • Сколько времени вы готовы посвятить созданию одной фотографии?
  • Очень много. На качественную обработку одной снежинки у меня обычно уходит 1–3 дня (по 2–4 часа работы в сутки), на HDR – иногда и неделя, а на работу над большим объемом исходников световой кисти, если делать не торопясь и с перерывами на что-либо другое, уходит не один месяц. Работаю с фото, только когда есть время и настроение.

  • Многие фотографы переживают за свою технику и поэтому не решаются фотографировать зимой. Какие советы вы могли бы дать по зимней съемке?
  • Не буду никому советовать морозить свою технику, тем более что она у всех разная; каждый должен сам решать. Я знаю нескольких отличных фотографов на Flickr (Don Komarechka, Pamela Eveleigh, Fred Widall, Mark Cassino, David Drexler, David W. Runyan и другие), занимающихся съемкой снежинок каждую зиму, с самой разной техникой, и, насколько помню, никто из них не жаловался на отказы техники из-за холода. С моим Canon A650 за пять зим интенсивной съемки не случилось абсолютно ничего, а бывали дни и с температурой -25 0С. Только мотор объектива на холоде жужжит громче обычного, но это тоже не привело ни к чему плохому. Даже экран ведет себя отлично – никаких артефактов ни во время съемки, ни после, а он иногда бывает почти полностью покрыт густым слоем снега. Очень хороший аппарат. И отдельное спасибо Красногорскому заводу, так удачно скопировавшему «Гелиос-44» с чужой разработки, Carl Zeiss Jena Biotar 58 f/2. Действительно отличный объектив!

  • Насколько для вас важна постобработка?
  • Исключительно важна. Например, разница между одним JPEG, взятым из серии из 8 одинаковых снимков снежинки, и обработанным вариантом (полученным усреднением всех 8 RAW-кадров, c индивидуально подобранным усилением резкости и настройками шумоподавления) настолько велика, что сразу бросается в глаза. HDR и световая кисть вообще невозможны без аккуратной и тщательной обработки.

  • Как вы думаете, каким качеством прежде всего должен обладать человек, который хочет научиться хорошо фотографировать?
  • Думаю, это могут быть самые разные качества, и необязательно уметь все, чтобы найти свою нишу и стать узнаваемым. Кто-то находит интересные сюжеты или ищет хорошие места и точки съемки, кто-то не ленится помногу фотографировать и выбирать только лучшее из лучшего, кто-то, наоборот, снимает мало, но получает красивую картинку тщательной обработкой или находит новые, необычные способы съемки или обработки.

Об авторе

Имя, фамилия, возраст: Алексей Клятов, 38 лет.

Техника: Canon PowerShot A650 + CHDK, дополнительные объективы: «Гелиос-44M-5», «Юпитер-21М» (для супермакро- и суперзумсамоделок), штатив Rekam.

Красивые снежинки на фото Алексея Клятова

Алексей Клятов снимает красивые снежинки на фото регулярно уже более 10 лет. И как он сам признается, даже рассмотрев множество снежинок, не устает восхищаться очередным экземпляром с неповторимой удивительной формой или невероятным узором.

Заняться макросъемкой снежинок Алексей решил, случайно натолкнувшись на несколько красивых снимков в сети интернет. За столь внушительный срок Алексей запечатлел большое количество красивых снежинок на фото, опробовав несколько техник съемки и обработки снимков.

Читать еще:  Бороплюс крем инструкция зеленый или фиолетовый: боро плюс от опрелостей детям

Большинство людей считают, что макросъемка снежинок — сложный процесс, требующий дорогой техники. Алексей уверяет, что это совсем не так. И создание красивых фото снежинок не требует больших затрат, а после небольшой практики, становится довольно легким, и главное, очень интересным занятием.

Фотосъемка снежинок у Алексея проходит на не застекленном балконе. Инвентарь составляют деревянный табурет, камера Canon PowerShot A650is, объектив Гелиос 44М-5 и простое приспособление для фиксации камеры и объектива, которое каждому по силам сделать самостоятельно.

Макросъемка снежинок проходит на фоне стекла от книжной полки или черной шерстяной ткани. Для освещения Алексей использует светодиодный фонарик, а в качестве рассеивателя белый полиэтиленовый пакет.

Чтобы изменить положение снежинки, в поисках удачного ракурса, Алексей использует деревянные зубочистки. Этих нехитрых приспособлений вполне достаточно, чтобы получить красивые фото снежинки.

На качественную обработку фото одной красивой снежинки у Алексея уходит от одного дня до недели, при временных затратах 2-4 часа в день. А на обработку большого объема исходников может потребоваться до нескольких месяцев.

Эталоном создания красивых фото снежинок Алексей считает работы американского профессора физики Кеннета Либбрехта (Kenneth G. Libbrecht), которые можно посмотреть на сайте snowcrystals.com. А также красивые снежинки на фото Snowflake-a-Day канадского фотографа Дона Комаречки (Don Komarechka), и еще нескольких классных фотографов.

Красивые снежинки — видео:

На видео с сайта snowcrystals.com показан процесс разрастания снежного кристалла, и превращение его в красивую снежинку.

Алексей дает снежинкам красивые названия. Например, снежинку на фото ниже он назвал «Ледяная радуга»

Красивых фото снежинок у Алексея очень много, мы лишь представили некоторые из них.

Другие работы Алексея Клятова можно посмотреть на его странице Flickr

Фотографии Алексея Клятова Раскрывают Уникальную Красоту Снежинок

Алексей Клятов фотограф с одним отличием – он улавливает невероятно захватывающие кадры снежинок с оборудованием, которое он разработал дома, устраняя необходимость иметь камеру и объективы, которые стоят несколько тысяч долларов.

Трудно поверить, что в Москве Клятов – фотограф любитель. Взгляните крупным планом на Снежинки и его фотографии, и вы будете точно знать, о чем я говорю. Объем, точность и ясность, он добился всего, при помощи самодельного снаряжения.

Клятов использовал детали от старых фотоаппаратов и присоединил их к деревянным доскам при помощи набора шурупов и скотча. Не говоря много, этот его набор действительно творит чудеса. Вид снежинок крупным планом очарователен.

Алексей говорит, что нет двух похожих снежинок, и его фотографии доказывают это. Снежинки настолько сложные, что они выглядят как миниатюрные кусочки стекла, как будто вырезанные с помощью высокоточного лазерного луча, именно так снежинки выглядят, пока они не начнут таять в течение нескольких секунд.

На своем блоге, Клятов рассказывает в деталях о его технике для съемки Снежинок. “Я снимаю снежинки на открытом балконе моего дома, в основном, на стеклянной поверхности, освещенной светодиодным фонариком с другой стороны стекла, и иногда естественным светом на темных шерстяных тканях в качестве фона”, пишет Алексей.

Если вы фотолюбитель, вы должны непременно почитать его блог (chaoticmind75.blogspot.com), где Клятов выложил много полезной информации. Он даже опубликовал фотографии монтажа его фото-устройства, и рекомендует другим фотографам Снежинок, опробовать это.

А знаете ли вы, что в 1885 году, была предпринята первая попытка найти одинаковые снежинки, фотографируя их под микроскопом?

Поиск был продолжен более века спустя, когда в 1998 году Национальном Центре Атмосферных Исследований США были обнаружены две одинаковые снежинки.

Идя по снегу, вы и не думаете, что идете по таким прекрасным микроскопическим хрусталикам, которые показывает нам фотограф любитель Алексей Клятов.

Источники:

http://rosphoto.com/portfolio/aleksey_klyatov-2307
http://unwonted.ru/neobychnye-skulptury/krasivye-snezhinki-na-foto-alekseya-klyatova.html
http://nashput.com/in_word/602-fotografii-alekseja-kljatova-raskryvajut-unikalnuju-krasotu-snezhinok.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: