Как воспитать в ребенке самостоятельность — вырастить детей

Как воспитать самостоятельность у детей
консультация

Как воспитать самостоятельность у детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

Предварительный просмотр:

Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни.

Период младшего дошкольного возраста благоприятное время для воспитания самостоятельности. В этом возрасте ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Ребёнок практически становиться самостоятельным: может выполнять без помощи взрослого многие действия.

Психологи утверждают: уже к трём годам у ребёнка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.

По своей природе дети активны, очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. Часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребёнка или помочь ему в чём-то приходилось слышать «Я сам!» Но мы по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка – мы стремимся сделать всё за него сами.

Но действительно ли мы оказываем ребёнку помощь?

Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои собственные силы, приучают надеяться на других, дети могут вырасти пассивными и ленивыми.

Ошибка многих родителей, когда они подавляют стремление ребёнка к самостоятельности. Останавливаю детей со словами: «Что ты долго возишься, дай я быстрее…» , «ты не умеешь, ты ещё маленький, давай я…»

Подавлять эти стремления ни в коем случае нельзя – это приводит к осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого. Первый из них – негативизм, т. е. непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление делать всё наоборот.

Затем – упрямство, ребёнок будет настаивать на своём просто потому, что он этого потребовал.

Так же в поведении ребёнка могут проявляться строптивость и своеволие (ребёнок всё хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослых) , наблюдаются такие явления, как бунт против окружающих (конфликт с окружающими, постоянно ссориться, ведёт себя агрессивно) .

Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка. Итак, дети стремятся к самостоятельности. Но возникает вопрос: «Что же дети могут выполнять самостоятельно в младшем возрасте?»

  • Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место.
  • Одеваться и раздеваться в определённой последовательности; одежду снимать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону; надевать одежду, пуговицы расстегивать и застёгивать.
  • Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
  • Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.
  • Пить из чашки; есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом.
  • Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
  • Убирать игрушки, книжки, строительный материал в определённое место.

Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь. Надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности:

  • Приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды.
  • Удобная одежда для одевания (пришиты пуговицы, застёгиваться все застёжки и молнии) , обязательно
  • должна быть петельки, чтобы вешать одежду на вешалку.
  • Выделить место для хранения предметов туалета, полотенца, обуви, игрушек и других вещей вашего ребёнка.
  • Места хранения должны быть постоянными.

Но создание условий ещё недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо правильно руководить действиями детей и помогать им. Прежде, чем ожидать от ребёнка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приёма пищи.

Пытаясь развить в своём ребёнке самостоятельность, взрослые часто допускают распространённые ошибки:

Одна из них, как мы уже говорили, подавление стремления ребёнка к самостоятельности. Если постоянно тормозить это желание, то дети могут расти пассивными, не умеющими преодолевать трудности, они ждут, что за них всё сделают взрослые. Никогда не надо делать за ребёнка того, что он может сделать сам, — это должно стать правилом для всех родителей, если они хотят сформировать у малыша активность, инициативу, усидчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности. Старайтесь поддерживать стремление ребёнка к самостоятельности, проявляйте терпение.

Очередная ошибка родителей, когда они нахваливают своего малыша просто – так от чрезмерной любви к нему, а его достижения не замечают или относятся к ним несерьёзно. Воспитывая самостоятельность, старайтесь, как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу. Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребёнка, стремление оказать внимание, помощь родителям, овладеть новыми действиями. Оценивая то или иное действие ребёнка, недостаточно ему сказать, «Молодец» или «Неправильно» , следует конкретно указать, что сделано ребёнком хорошо, а что ему совсем не удалось. Ваши оценки важны для ребёнка, именно поэтому вы должны быть тактичными и придерживаться меры. Похвала не должна быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать всё самим, умение преодолевать трудности, добиваться результата. Поощряйте, хвалите, своего ребёнка даже за небольшие достижения.

Важной ошибкой является, если мы требуем от ребёнка, убирать вещи на свои места, а сами пренебрегаем этим простым правилом. В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью. Всё виденное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, папа и мама должны быть примером для подражания. Если вы сами не будете класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станете лишь требовать этого от детей, то вам не удастся воспитать у своего ребёнка привычки к аккуратности. Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, как, что и в каком порядке делать. Для мальчиков важен пример папы, а для девочек пример мамы.

Ещё одной ошибкой является, когда родители теряют терпение и торопят ребёнка. Нельзя торопить ребёнка с выполнением, какого – либо действия, надо дать ему возможность выполнять всё спокойно. Не надо упрекать его в медлительности и небрежности, это может вызывать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде следующий раз.

Читать еще:  Адреналин показания к применению, эпинефрин детям

Главной ошибкой многих родителей является – чрезмерная опека ребёнка. Многие мамы и папы спешат на помощь, даже если ребёнок их об этом не просит. Если у малыша что –то не получается не спешите сделать за него, дайте возможность проявить ребёнку настойчивость и добиться результата.

Существует немало эффективных приёмов вовлечения малышей в труд по самообслуживанию. Вот некоторые из них:

  • Старайтесь с помощью игрушек, закреплять навыки самообслуживания (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить и т.д.)
  • В обучении самообслуживанию, используйте игровые приёмы, игровые ситуации: «давай покажем мишке как ты одеваешь ботинки» , «Посмотри, зайке нравиться, как ты моешь ручки сам» , «давай вместе ты один ботинок, а я другой» и т.д.
  • Если ребёнок постоянно путает левый и правый ботинок, покажите ему как они «дружат» . Поставьте ботинки правильно, найдите у каждого ботинка «носик» , покажите, как они смотрят друг на друга. Потом покажите, как ботиночки «поссорились» (носки ботинок смотрят в разные стороны) и вместе с малышом поставьте их правильно — «подружите» .
  • Если малыш путает, где передняя, а где задняя половина одежды и надевает её задом наперёд, то обратите внимание ребёнка на отличительные признаки передней половины. Обычно спереди на одежде всегда есть картинка или аппликация, тогда будет достаточно пояснить малышу. Что перёд находиться там, где картинка.
  • Как научить ребёнка надевать брюки?

Лучше учиться этому сидя на стуле или на полу, потом малыш сможет надевать брюки и стоя – но это уже следующий этап. Покажите ребёнку, что у него есть две ножки, попросите выпрямить ноги и положить брюки на ноги. А в брюках есть два «окошка» скажите поговорку: «Каждой ножке – своё окошко» . Эта поговорка очень хорошо запоминается детьми, напоминайте им эту фразу перед одеванием брюк.

  • Чтобы малышу не пришлось выворачивать колготки и штаны, учите снимать их за резинку с ног до самых ступней, а затем стягивать за носок или резинку снизу.
  • Чтобы научить ребёнка застёгивать разные виды застёжек на одежде и обуви, практикуйтесь на куклах, мишках, зайках и других игрушках. Очень хорошо, если у вас дома есть игрушка с полным комплектом одежды.
  • Помочь научить ребёнка одеваться и раздеваться в определённой последовательности. Сразу приучайте малыша аккуратно складывать и убирать вещи на свои места в шкафу в детском саду:
  • шапку и кофту на верхнюю полку
  • куртку вешать на крючок за петельку
  • штаны вешать за резинку или складывать вниз
  • шарф вешать на крючок или складывать на верхнюю полку
  • обувь ставить в нижний ящик.
  • Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.
  • Соблюдайте режим дня, тогда ваш ребёнок будет меньше капризничать.
  • В процессе самообслуживания используйте стихи, потешки:

Вот на наших ножках, Руки спрячем в рукавички,
новые сапожки, разноцветные сестрички.
мы наденем их скорей, сможем дальше мы опять,
и пойдём гулять быстрей. на морозе погулять!

Вот они сапожки:
этот – с левой ножки,
этот – с правой ножки. Это чья? Это чья?

Как у нашей Зиночки Шапочка пуховая,

(имя ребёнка) красивая и новая,
поссорились ботиночки, это Ванечкина.
их неправильно одела, (имя ребенка)
левый справа, правый слева,

вот они и отвернулись, У девочек и мальчиков,
и обиженно надулись, зимою мерзнут пальчики,
их местами поменяла, чтобы пальчики согреть,
левый влево, правый вправо, что на ручки нам надеть?

друг на друга смотрят мило. Наша Катя маленька,
их Зинуля помирила. на ней шубка аленька,

Так с помощью разнообразных приёмов создаётся положительно — эмоциональная атмосфера, которая вызывает у детей интерес к самостоятельным действиям, стремление выполнять их.

Важно, чтобы с раннего детства ребёнок усвоил, что работать трудно, но почётно.

Как воспитать самостоятельность в ребенке

Прививать детям самостоятельность — значит готовить их ко взрослой жизни. И хотя многим мамам хочется, чтобы их чадо как можно дольше оставалось маленьким и нуждалось в заботе, рано или поздно приходит понимание того, что от воспитания необходимых навыков никуда не деться. Как грамотно к этому подойти? Каким должен быть алгоритм?

Самостоятельность — понятие чрезвычайно многогранное. Это и умение самостоятельно одеваться, и способность постоять за себя даже в дошкольном детском коллективе. Все эти качества необходимо не только привить, но и максимально развить. Что для этого прежде всего необходимо?

Важно найти золотую середину. Нежелательны как постоянная опека и стремление контролировать каждый шаг маленькой личности, так и предоставление полной свободы.

«Воспитание самостоятельности невозможно без предоставления ребенку определенной степени свободы. Только так возможно формирование самостоятельной личности, способной отвечать за свои поступки. Однако предоставление полной свободы может сыграть злую шутку и привести к противоположному результату — безответственности в делах и поступках».

Итак, есть две вещи, которых родителям следует избегать.

Первая — предоставление ребенку полной свободы.

Вторая — чрезмерная опека и стремление сделать все за него.

И дома, и в детском саду, и в школе маленький человек должен чувствовать определенную ответственность. Она должна соответствовать его возрасту, и родителям нужно аккуратно, но настойчиво формировать в нем убеждение, что от его поведения очень многое зависит.

И чем раньше вы начнете воспитывать в ребенке самостоятельность и ответственность, тем лучше. С подростками сложнее. Это зачастую уже сформировавшиеся личности, хотя и их поведение поддается коррекции.

«Ребенок должен осознавать, что он делает, уметь предусматривать последствия, давать оценку тому или иному действию. Для этого рассказывайте, например, что может случиться, если он близко подойдет к горячей плите. Давайте оценку поступкам, а не малышу. Поощряйте действия, стремление к самостоятельности».

Малыш вымыл посуду, убрал игрушки — похвалите его, даже если сделал это недостаточно хорошо.

Самостоятельный ребенок — это кропотливая забота и даже работа родителей. Прежде чем требовать, нужно научить. Покажите, где место для игрушек, убирая их вместе, как пользоваться ложкой или рисовать.

Вот еще ряд действенных советов психологов и педагогов, которые помогут в воспитании самостоятельности и ответственности в вашем ребенке.

1. Не упустить момент

Обычно в возрасте около полутора-двух лет малыш заявляет: «Я сам!»

«Это самый подходящий момент для того, чтобы привить малышу самостоятельность… или навсегда отбить у него охоту делать что-то самому, — говорит воспитатель Вера Покровская. — Позвольте ребенку проявить свою самостоятельность в разных ситуациях. Тем более что дети постарше охотно занимаются тем, что им нравится. Воспитание самостоятельности можно тогда начинать с разных, пусть и простых, поручений».

Читать еще:  Кальций д3 никомед как правильно принимать

2. Набраться терпения

Чем младше ребенок, тем дольше он будет пытаться сделать что-то сам: одеваться, собирать игрушки и т. п. Немудрено: малышу нужно достаточно времени на тренировки, поэтому запаситесь терпением и не мешайте ему. И еще нужно распланировать день так, чтобы у малыша был люфт по времени на все дела, которые он намерен совершить сам.

4. Не стремиться к идеалу

Кроха вряд ли сделает что-то идеально, пройдет какое-то время, пока он научится делать определенные вещи хорошо.

Поэтому не стоит подходить к ребенку с критической меркой перфекционизма.

Плохо заправленная кровать или неаккуратно сложенная одежда…

Не беда. Со временем все придет.

И ни в коем случае не бросайтесь тут же переделывать то, что у ребенка не совсем получилось. Это может плохо сказаться на самооценке. Доделайте чуть погодя и так, чтобы ребенок не видел.

5. Поощрять и хвалить

Если у малыша получилось самостоятельно одеться, умыться, убрать игрушки или сделать домашнее задание, похвалите, разрешите поиграть или посмотреть мультики, подарите небольшую игрушку, книжку или шоколадку. Хороший метод — в присутствии ребенка рассказать родственникам и знакомым о его маленьких победах.

Важно помнить: самостоятельный ребенок — тот, которого поддерживали родители. Они в него верили, хвалили, помогали. При любой неудачной попытке мотивируйте малыша словами, побуждайте попробовать снова. Верьте, что у него все получится, и в это поверит малыш.

Итак, похвала и поддержка. Если что-то не получается, а это неизбежно, нужно подбадривать ребенка. Хвалить его попытки выполнить задание, убеждать, что все получится. Но увлекаться и перегибать палку тоже нельзя. Ведь можно приучить к тому, что ваше чадо будет учиться самостоятельности только через подарки.

Агрессия, крики и ругательства также способствуют обратному эффекту.

6. Придумать обязанности

Придумайте для малыша посильные обязанности. Это может быть, например, уход за домашним питомцем, полив цветов, мытье посуды.

«Я сам» или как воспитать в ребенке самостоятельность?

Как часто от взрослых людей требуют самостоятельности в действиях: в университете, на работе, в быту.

Но о том, что воспитывать это качество нужно еще с ранних лет, знают немногие.

Зачастую родители задумываются о воспитании самостоятельности только тогда, когда ребенок уже переступает порог школы.

Однако чем раньше начать прививать самостоятельность ребенку, тем проще ему будет потом во взрослой жизни.

Проявление самостоятельности имеет место быть уже в младшем дошкольном возрасте. Поэтому не нужно с этим тянуть!

Чувство независимости у крохи

Прежде чем давать практические советы о воспитании самостоятельности, нужно разобраться, что вообще из себя представляет это качество. Составляющие самостоятельности будут разными в зависимости от возраста малыша.

Как правило, самостоятельность ассоциируется с умением делать что-либо без посторонней помощи, самостоятельно принимать решения и нести ответственность за их последствия. Однако соотнести это определение с ребенком, который только появился на свет, невозможно. Для малышей понятие самостоятельности звучит так: это умение найти себе занятие без помощи родителей.

Чувство самостоятельности не возникает в один момент, оно развивается у ребенка постепенно, по основным этапам:

    Первые признаки самостоятельности появляются у карапуза одного двух лет.

Очень важно поддержать ребенка в этот момент, дать ему адекватную свободу в действиях и не мешать малышу заниматься тем, что ему интересно.

  • В три года малыш уже ярко проявляет стремление к самостоятельности. Он громко кричит «Я сам!». Например, уже пытается одеваться без помощи взрослых.
  • В возрасте 6-7 лет ребенок уже готовится к поступлению в школу и, как правило, посещает дополнительные курсы по подготовке.

    В этот период важно поощрять стремление ребенка учиться, хвалить его, а ошибки разбирать совместно, не отбивая у ребенка желания самостоятельно принимать решения.

  • Самый трудный для родителей этап – это подростковый возраст. Как правило, ребенок пытается быть полностью независимым и требует понимания от родителей. Часто это приводит к конфликтам в семье. Чтобы недопонимания не было, важно не упустить предыдущие этапы воспитания самостоятельности и выстроить с ребенком доверительные отношения.
  • Воспитание самостоятельного малыша

    Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок был самостоятельным. Самостоятельность чада значительно облегчает их жизнь, ведь ребенок сам одевается, ест, занимает себя игрой. Но процесс воспитания самостоятельности очень сложный, так как взгляды ребенка и родителей не всегда совпадают.

    Основная проблема заключается в традиционном подходе к воспитанию ребенка не как полноправного члена семьи со своими желаниями и целями, а как зависимого и неразумного существа, из которого родители обязуются воспитать человека.

    И тут семья сталкивается с проблемой, когда ребенок уже готов к принятию собственных решений, но родители не хотят с этим мириться. И создается система «делай как хочешь, но только так, как я скажу».

    Чтобы таких проблем не возникало и ребенок не вырос инфантильным и неуверенным в себе, важно изначально ставить цель: не вырастить «удобного для себя» ребенка, а воспитать полноценную самостоятельную личность.

    Основные рекомендации по воспитанию самостоятельности у ребенка:

      Создание соответствующей его потребностям среды.

    Ребенок должен чувствовать себя уверенным дома, в своей комнате. Не слышать от родителей бесконечные «НЕЛЬЗЯ», а распоряжаться своими вещами.
    Демонстрация для ребенка, как нужно выполнять те или иные действия, и постоянное мягкое вовлечение в процесс.

    Например, малыш может поучаствовать в уборке дома, приготовлении пищи, но только в том случае, если он сам это захочет. Справка! На этом принципе базируется развивающая система Монтессори для детей от года до четырех лет.
    Проявление терпения.

    Поначалу ребенок будет выполнять задания очень медленно и неправильно, но ни в коем случае нельзя ругать его. Ваша цель – не сорваться на малыша, а поощрять его стремление быть самостоятельным.

    Дошкольный возраст

    Детей дошкольного возраста (особенно 4-7 лет) рекомендуется вовлекать уже в интеллектуальную деятельность: изучать буквы, цифры, готовить руку к письму.

    Многие родители отдают своих чад на подготовительные курсы, где от ребенка уже требуются концентрация внимания и максимальная самостоятельность.

    Дошколят очень важно cмотивировать на учебу, поддержать интерес к самостоятельному изучению нового.

    Для этого нужно приучить ребенка рассказывать, что нового он узнал, показывать, чему научился на занятиях.

    Также необходимо восхищаться новыми навыками и знаниями ребенка. Не менее важно рассказывать чаду, где он сможет применить полученные знания. Рекомендуется рассказывать дошколенку о том, как вы сами учились читать и считать, как вам это нравилось и как помогло вырасти успешным человеком.

    Читать еще:  Есть ли акулы в азовском море?

    Однако главная задача родителя – приучить своего дошколенка к мысли, что у него, как и у всех в семье, есть свои обязанности, правила и нормы. Можно закрепить за ребенком поручение: например, мытье посуды после себя, уборка в комнате, помощь в накрытии стола, помощь в уходе за питомцем.

    Если ребенок сталкивается с проблемой, не следует его ограждать от этого. Нужно позволить малышу узнать о последствиях своих действий или своего бездействия.

    Важно! Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий.

    Подробнее о младшем дошкольном периоде

    Вечером в детском саду, когда все родители забирают своих малышей, можно наблюдать две картины: один ребенок, пыхтя и краснея от напряжения, натягивает ботинки и застегивает пуговицы, а другой – принц, за которого все делают родители. Или на детских утренниках: один малыш размазывает еду по лицу, но ест сам, а другого кормит мама с ложечки.

    Разумеется, пока ребенок совсем маленький, родителям сложно поверить в то, что он повзрослеет и будет жить самостоятельно. Но чтобы эта будущая взрослая жизнь не стала для него ужасающей неожиданностью, готовить малыша к ней нужно уже с пеленок, воспитывая в нем самостоятельность:

      Не стоит выполнять за ребенка то, что он сможет сделать без помощи взрослых.

    Если малыш уже научился самостоятельно держать ложку в руке или застегивать ненавистные пуговицы, нужно дать возможность делать это самостоятельно.

    Разумеется, Вы гораздо быстрее оденете его и завяжете шнурки, но это будет препятствовать воспитанию самостоятельности ребенка.

  • Оказывать помощь ребенку нужно только в том случае, если он попросит сам. Если он занят игрой или изучает какую-то вещь, не вмешивайтесь.
  • Нужно поощрять его стремление к самостоятельности. Хочет помыть пол? Дайте малышу ведерко и тряпку, а сами незаметно вытирайте образовавшиеся лужи. Хочет постирать свои колготки? Пусть сделает это сам. И ничего страшного, что их придется перестирать, ведь в данном случае важнее развитие ребенка.
  • Если малыш ошибается, нужно деликатно объяснить ему, что он сделал не так. Скажите, в следующий раз у него обязательно все получится!
  • Ответственность

    Ответственность – это качество, которое сопутствует самостоятельности. Для того, чтобы сформировать чувство ответственности у ребенка, необходимо создать такие события, в которых у ребенка будут определенные задачи и поручения, где требуется его ответственность. Выполняя или не выполняя эти задачи, малыш будет получать определенные последствия.

    Последствия – это далеко не всегда наказание. Скорее вполне естественное развитие ситуации, которое происходит, если ребенок принимает то или иное решение. Например, малыш не погулял с собакой, а она сделала свои дела прямо на пол в его комнате. Ребенок поймет, что это его вина, и ответственно избавится от последствий.

    Важно! Поощрять ребенка за ответственное поведение. Формы поощрения могут быть самые разные. От похвалы, до подарков. В зависимости от задач и поручений.

    От родителей требуется создание условий для формирования ответственности у ребенка:

    1. Личный пример взрослых. Если родители сами не держат слово, то требовать это от ребенка бессмысленно.
    2. Определенные поручения для ребенка.
    3. Уважение выбора, каким бы он странным ни казался.
    4. Поощрение ответственного поведения.
    5. Расставление приоритетов для ребенка.
    6. Пошаговое обучение чему-либо. Поручая что-то малышу, Вы должны быть уверены, что он это умеет.
    7. Режим дня для ребенка.

    Многие пункты схожи с воспитанием самостоятельности ребенка, так как эти два качества неразрывно связаны.

    Как сделать самодостаточным?

    Если подытожить все вышесказанное, родители должны придерживаться ряда правил, чтобы их чадо было самостоятельным:

      Всему свое время.

    Ребенку в 3 месяца важно спать рядом с мамой, в 10 месяцев ходить с поддержкой, а в 5 малыш еще не может сам перейти дорогу. Поэтому пусть приучение к самостоятельности будет своевременным. Не стоит торопиться.
    Позволять проявлять самостоятельность с младенчества.

    Когда ребенок попытается перевернуться сам или начать ползти, нужно поддерживать его. Казалось бы, такие совсем незначительные для нас действия — в какую сторону поползти или куда пойти самому — оказывают огромное влияние на развитие ребенка.
    Оценивать действия ребенка, а не его личность.

    Например, после того, как ребенок помыл посуду, не нужно говорить, что он «хороший», нужно сказать ему, что Вы заметили, как он старался, когда мыл посуду.
    Делать что-либо вместе.

    Чтобы малыш научился делать что-то сам, его нужно научить. Лучший вариант в этом случае – совместная деятельность. Готовьте вместе, убирайтесь вместе, гуляйте с собакой вместе и только потом ожидайте от ребенка самостоятельного выполнения.
    Принимать помощь.

    Если трехлетний ребенок хочет помочь Вам с приготовлением обеда, соглашайтесь. Наверняка вы сталкивались с ситуацией, когда взрослый мужчина не может приготовить суп или помыть окна — это очень простые занятия, которые не требуют специальных навыков, но корни отсутствия таких умений лежат в детстве, когда родители делают все за ребенка.

  • Не переделывать за ребенка, если он не просит.
  • Дать возможность ошибаться.

    Важно объяснить ребенку, что ошибки всегда сопутствуют обучению чему-то новому. Ошибаться – значит расти.

  • Составить план обязанностей для всех членов семьи.
  • Уважать интересы и желания ребенка.

    Во всем важна мера: учитывать мнение ребенка при выборе еды, одежды, секций, совместных поездок. С возрастом способность выбирать и ответственность должны увеличиваться.
    Избегать чрезмерной передачи обязанностей ребенку.

    В перекладывании обязанностей важно не переусердствовать. Если вы оставляете пятилетнего малыша присматривать за новорожденным братом либо просите трехлетнего ребенка менять памперс сестре, а ребенок в 7 лет вынужден постоянно прибираться во всей квартире, то это не совсем адекватные требования. Обязанности должны увеличиваться постепенно.
    Главное – вера в своего малыша.

    Верить и поддерживать своего ребенка — обязательные условия для развития его самостоятельности. Важно хвалить, говорить: «У тебя все получится».

    Полезное видео

    Ознакомьтесь визуально с тем, как развить самостоятельность у детей на видео ниже:

    Заключение

    Человек, который не боится брать на себя ответственность, сам решает свои проблемы, принимает решения, а не взваливает их на чужие плечи, непременно добьется успеха и будет смело шагать по жизни. Когда же нужно развивать в ребенке самостоятельность? С самого раннего детства!

    Источники:

    http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/12/23/kak-vospitat-samostoyatelnost-u-detey
    http://www.jvlife.ru/articles/2556-kak-vospitat-samostoyatelnost-v-rebenke
    http://karapuz.fun/kak-vospitat-rebenka/vospitanie/samostoyatelnii-reb.html

  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи на тему:

    Adblock
    detector