Как воспитать лидера в ребенке?

Растим ЛИДЕРА: разный подход по воспитанию качеств у мальчика и девочки

Если вы решили растить ребенка лидером, учитывайте его пол и создавайте для него ситуации победы и поддержки сверстников, если он — мальчик. Хвалите и восхищайтесь красотой и грацией, если ребенок — девочка.

Вопрос лидерства зависит не от природных данных, а от знаний, вложенных в голову ребенка родителями. И опыт поколений это подтверждает. Часто бывает, что человек долгие годы сидел богатырем на печи, никого не трогал, никуда не лез. Но случилась чрезвычайная ситуация, и он взял на себя и власть, и ответственность за происходящее, легко решил трудные задачи, над которыми разводили руками вчерашние пассионарии.

Детское лидерство

Дети тоже легко проявляют свои лидерские качества, если им не мешать и не втолковывать в голову, что «да, с твоим характером ничего не добьешься». Родителям стоит помнить, что занять лидирующую позицию может каждый, и не стоит махать руками раньше времени, нужно подобрать правильную стратегию воспитания в зависимости от характера и темперамента ребенка.

Два типа лидерства

Знаете ли вы, что лидерство бывает двух типов?

Скорее всего, вам хорошо известен только первый его тип, наиболее яркий, харизматичный — так называемое открытое лидерство («первый парень на деревне», душа компании). Человек-организатор, который сказал — и все слушаются, делают, потому что хочется подчиняться его власти и очарованию.

Второй тип лидерства — более сдержанный, не всегда эмоциональный, этакий серый кардинал, который тихо и незаметно даже не дает распоряжения, а управляет людьми так, что они сами предлагают сделать нужное и бросаются исполнять после лёгкого кивка.

Второй тип во многом более выгоден, так как неочевидное, не бросающееся в глаза лидерство позволяет добиваться результатов, а в случае ошибки или провала обиженная толпа растерзает яркого лидера, в то время как серый кардинал спокойно будет сидеть дальше в своем кабинете. Он вычеркнет из списка контактов очередного неудачливого героя, только и всего… Неплохая тактика, если подумать.

Что же с детским лидерством? Большинство родителей догадываются, что растить лидеров из мальчика и из девочки следует по-разному. Но часто даже взрослым непонятно, в чем именно должно быть отличие.

Если у вас сын

Возьмем в качестве примера литературное произведение Михаила Веллера «Приключения майора Звягина», невероятно мотивирующая книга. В одной из глав как раз рассказывается, как незаметный мальчик влюбляется в первую красавицу класса. Она уже в студенческом возрасте без фанатизма принимает его ухаживания, потом начинает встречаться с более богатым парнем — аспирантом с машиной. А мальчику говорит: «Отстань от меня, надоел».

В книге этот «амебный» юноша под руководством майора Звягина постепенно становится популярным парнем, о котором мечтает любая девушка. Майор за несколько месяцев «прокачивает» обычного работягу со стройки, никуда не поступившего, стеснительного: обучает играть на гитаре, прилично одеваться, ходить на лыжах. Юноша публикует стихотворение, сочиненное коллективным разумом семьи Звягина, и попадает на престижную ТВ-передачу, которую смотрят все, в том числе его пассия.

Всего за три месяца обычный парень набирает те бонусы, с помощью которых он переходит в разряд востребованных молодых людей. Он прекрасно танцует, хорошо одевается, живо ведет беседу, рассуждает, транслируя мысли из умных книг. Он умело дерется на глазах у своей возлюбленной, великолепно катается на лыжах, и еще у него есть поклонница с машиной. И все, образ сформирован, вчерашняя недотрога по уши влюбляется и соглашается выйти замуж.

Давайте посмотрим на художественный сюжет внимательнее: в книге четко прописана классическая схема, как человек из рабочего на стройке и неудачника без особых перспектив становится желанным мужем для избалованной девушки. И подобную схему можно применить к любому человеку в юном возрасте или еще лучше — в детстве. Родитель может стать для сына «майором Звягиным» и помочь последовательно выполнить шаги к успеху.

На этом пути вашему сыну может понадобиться еще и помощь друзей, но чтобы друзья захотели помогать, ребенок уже должен быть для них авторитетом. И эта авторитетность нарабатывается: либо человек умеет делать что-то лучше, чем они, либо он знает больше; или же в каких-то ситуациях он грамотно реагирует, не теряется, не паникует, а четко говорит, как и что мы будем делать; или у него есть какие-то необычные мысли, знания, действия, и тогда остальные смотрят на него как на гуру.

Нужно подумать, какие интересы подходят для его возраста, для его компании, в какой ситуации ребенок может продемонстрировать превосходство, наличие знаний, которых нет у других детей.

Если у вас дочь

Когда-то я прочла любопытный эпизод, как девочку, обычную школьницу, можно превратить в первую красавицу и умницу. Учитель по предмету «Этика и психология жизни» захотел обычную девочку сделать супер-красавицей в восприятии одноклассников. После лекции о галантности и хороших манерах он поставил девочку на стул и показывал, как правильно целовать даме руку, на примере этой девочке.

Дело было в 10 классе, в сентябре, и весь учебный год все мальчики смотрели на эту девочку как на первую красавицу. Вот такая простенькая манипуляция со стороны взрослого человека — и учитель добился того, что обычная девочка становится суперзвездой класса, хотя до этого девять лет чувствовала себя гадким утенком. Этот пример очень показателен.

Думаю, вы тоже замечали, что самой красивой и самой популярной девочкой становится не та, которая действительно очень красива, если судить о каких-то объективных характеристиках выбора, а та, которая ведет себя как первая красавица.

Поэтому, если вы хотите, чтобы дочка чувствовала себя королевой, начинайте ей говорить об этом, делать комплименты. Причем желательно, чтобы их делала не женщина, хотя и мамина похвала никогда не помешает, а чтобы комплименты и слова восхищения дочь слышала от папы и других мужчин: дяди, брата, дедушки.

Девочка начинает привыкать к тому, что она нравится, ведь ей это все говорят, тогда она ставит себя по-другому в среде сверстников. Такая популярная девочка входит во взрослую жизнь не с глупым ощущением, что за каждую толику внимания надо как-то рассчитываться, или комплименты парнями делаются, только когда им что-то нужно. Она живет с ощущением, что восхищенное внимание к ней является нормой жизни.

К сожалению, воспитанные советской системой мамы делают жуткую ошибку: они убивают в девочках женственность и лидерство. Например, у моей приятельницы дочку в садике мальчики по очереди возили на санках. А она, как принцесса, благосклонно принимала их знаки ухаживания, они даже боролись, кто из них провезет ее на этих санках. И вдруг мама начала возмущаться и выговаривать: «Как же ты так себя ведешь?! Надо меняться местами — он тебя повозил, теперь ты его вези».

Я, когда это услышала, изумилась и спрашиваю: «Да ты что вообще делаешь?! Ты понимаешь, что у твоей девочки врожденная женская модель поведения — мужчины для нее совершают подвиги, в ответ получают ее восхищение, благодарность, и это вполне нормальный, адекватный взаимообмен.

Чему ты учишь ребенка? Пахать как лошадь, не меньше, чем мужчина? Зачем ты это делаешь?!» Мама, естественно, обиделась, что я посчитала её модель равенства глупой. Но в моих глазах мама, которая убивает в девочке ее природную женственность, враг своей дочери. Это огромная ошибка, если она, опасаясь, что дочь вырастет легкомысленной, не позволяет девочке быть красивой и привлекательной легко, без усилий.

Поэтому, если речь идет о девочках-подростках, задумайтесь, что для них ценным выделяющим признаком является красивая одежда, последняя модель iPhone, походы на курсы моделей или еще какие-либо принятые в этом возрасте атрибуты «крутизны». Нет, я не призываю сию секунду снимать с карточки всю зарплату и бежать в бутик, одевать ребенка по последней миланской моде.

Читать еще:  Натуральные кисти для макияжа

Это простой пример превосходства по шкале детских ценностей. И нет, это не опасно. Модные вещи и последний iPhone не сделают вашу дочь эгоисткой сами по себе — характер формирует воспитание, а не марка обуви. А вот в детской и подростковой среде модные вещи дают превосходство при прочих равных условиях, и это хорошо.

А теперь о приятном: обладать признаками превосходства, лидерскими качествами можно и без материальных благ. Если интеллектуально ваш ребенок опережает других детей, они будут его слушать. При наличии интеллекта любой предмет или занятие можно превратить в предмет культа. Помните сцену из «Тома Сойера», когда мальчишки отдавали все свои ценности: стеклянные шарики, монеты, пуговицу, дохлую кошку в обмен за уникальную возможность — разрешение покрасить тетушкин забор?

Если вы решили растить ребенка лидером, учитывайте его пол и создавайте для него ситуации победы и поддержки сверстников, если он — мальчик. Хвалите и восхищайтесь красотой и грацией, если ребенок — девочка. Ваша задача родителя — не просто покупать ему дорогие вещи, а определить тип и темперамент дочери или сына, и развить интеллектуально и эмоционально. Тогда ребенок начнет доминировать над сверстниками, научится выстраивать отношения со взрослыми. Это будет фундаментом его будущего лидерства во взрослом мире, а вы сможете вырастить ярких, успешных и счастливых личностей.опубликовано econet.ru.

Если у вас возникли вопросы, задайте их здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление – мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Как воспитать лидера

Ваш ребенок лидер? Какой он?

За последние десять-пятнадцать лет в нашем подходе к воспитанию изменилось немало. Наших родителей учили скромности и сдержанности: не принято было выпячивать свои таланты или рекламировать свои навыки. Взрослые пытались привить детям эти важные азы такта и деликатности. Но вместе с политическими и социальными переменами в нашу жизнь хлынули новые понятия: свободный рынок, конкурентоспособность, умение выжить в новом мире. Авторы новых книг по воспитанию твердят о необходимости прививать детям самоуважение и высокую самооценку, чтобы они уверенно лидировали в среде сверстников. Да мы и сами понимаем, что в наше время эти качества — неотъемлемые элементы успеха, и искренне хотим привить их своим детям. Многие родители впервые всерьез задумываются о проблеме детского лидерства, только когда их дети достигают предподросткового или даже подросткового возраста. А ведь начинается все с самого рождения!

Cтремление лидировать — одно из проявлений эгоцентризма, с которым появляются на свет все здоровые дети. Задача старших — помочь детям найти деликатный баланс, когда самооценка и самоуважение становятся важными составными их эмоционального настроя, но не заглушают здравой самокритики и стремления к совершенствованию. Задатки лидера в ребенке нужно культивировать с младенчества — хвалить за успехи, подбадривать при встрече с препятствиями, поддерживать в моменты неудач и проявлять доверие, позволяя ребенку практиковаться в новых умениях и навыках. Не забывайте, что именно дома происходят первые и очень важные победы и поражения ребенка. Его способность убеждать и вызывать восхищение, умение принять поражение или горькую весть с достоинством закладываются и формируются родителями. Значит, родители должны не только наслаждаться вместе с ребенком его победами, но и научить его проигрывать, не испытывая при этом ощущения трагического провала или позорного поражения.

Помните!

Если родители драматизируют каждое незначительное происшествие, то, скорее всего, ребенок вырастет тревожным, не уверенным в себе, будет испытывать неловкость как оратор, политик или создатель произведений искусства. Любой провал ребенка, истинный или мнимый, должен подкрепляться предложением повторить попытку, исправить ошибку. Если малыш упал, делая свои первые шаги, полезно помочь ему забыть о страхе и сделать еще шаг. Подбадривание — это акт дружелюбия и заботы, и его нельзя превращать в деспотичный приказ сейчас же повторить попытку, в настойчивое повторение родительского приказа, в угрозу. Если ребенок не готов к новой попытке, сдержанно приободрите его: “Когда будешь готов, ты непременно сможешь проехать на велосипеде от гаража до подъезда (бросить мяч в корзину, решить арифметическую задачку)”.

Составные лидерства — самоуважение и вера в собственные силы — похожи на надувной мячик. Перекачаете воздуха — и он лопнет. Недостаточно воздуха — он отказывается отскакивать от асфальта и звонко прыгать по дорожке. Если вы разочарованы в своем ребенке, он непременно это почувствует — и вера в собственные силы будет подорвана. Примите своего ребенка победителем и побежденным, сильным и слабым, тогда его шансы стать лидером многократно повысятся. Лидер начинается с соревнования?

Лидер начинается с соревнования?

Бытует мнение, что лидер начинается с соревнования. “Кто скорее съест кашку”, “Кто чище вымоет посуду” — эти игры хороши со сверстниками, но не с сестрами или кузенами, потому что отношения внутри семьи и так обременены сильными чувствами: ревностью, завистью, затаенными обидами… Проигравшего не ругают, над ним не смеются. Избегайте также награды для того, кто “первым съест кашку” или “чище вымоет посуду”. В этом случае довольно теплой похвалы. Мудрые взрослые не принижают успеха лидера: “Подумаешь, быстрее всех прибежал! Большое дело!”

Но они и не выпячивают его достижений. Лидеру объясняют: “Это здорово, что ты умеешь бегать быстрее других. Кто-то умеет лучше рисовать, кто-то любит танцевать, кто-то знает много песенок. У каждого человека есть более яркие таланты и есть вещи, которые он делает с меньшей охотой”.

Какой он, лидер?

Ребенка-лидера легко распознать в стайке сверстников уже в трехлетнем возрасте. Отчего-то к нему липнут другие дети. Он чаще завоевывает права на самую популярную игрушку. Лидер в большинстве случаев активен и жизнерадостен. Он заводила в подвижных играх, чаще всего предлагает новую игру и берет себе в ней самую почетную роль.

Воспитатели находят его обаятельным и чаще всего дают ему почетные задания — помочь накрыть стол к обеду, стереть мел с доски. Лидер всегда на виду, сверкает ослепительной улыбкой и, похоже, с каждым днем все сильнее осознает чары своей популярности. Чаще всего дети-лидеры хорошо манипулируют окружающими — как сверстниками, так и взрослыми. Вырастая, они становятся диктаторами моды в своем окружении: они выбирают, во что сегодня нужно играть, кого принимать в игру, а с кем не стоит водиться, они умеют привлекать других детей к выполнению своих целей. Энергию детей-лидеров следует тактично направлять в созидательное русло, нужно помогать им совершенствовать свои лучшие качества и работать над тем, чтобы искоренить скверные наклонности, ведь именно лидеры чаще всего превращаются в предводителей юношеских банд или хулиганствующих группировок. Постарайтесь, чтобы ребенок понял: быть лидером — это взять на себя ответственность не только за себя, но и за ведомых.

Научите ребенка воспринимать критику

Для хорошего лидера важно воспринимать критику без ощущения стыда и муки. Поэтому критика должна быть умной, конструктивной, направленной на исправление недостатков, а не на унижение достоинств ребенка. “Ты хороший товарищ, умеешь делиться с другими, предлагаешь друзьям помощь. Только я заметила, что ты стал повышать голос на своих друзей. Когда ты научишься говорить потише, с тобой будет еще приятнее играть” — такое замечание, которое мама сделала сыну, как только осталась с ним наедине, запомнится и станет важным уроком. Критикуя, не обрезайте детям крылья, не разочаровывайте их в собственных силах. Вместо того чтобы пренебрежительно сказать: “Это не уборка. Гляди, пыль по углам клубится”, скажите: “Сделано немало. Книги на месте, грязное белье в корзине. Осталось еще пыль по углам и из-под кровати вымести — будет просто красота. Ты с каждым разом все прилежнее убираешь. Растешь!”

Застав разгром на кухне, не спешите отругать дочь: спросите, что она пыталась приготовить, похвалите за самостоятельность, предложите помощь. Может быть, вы поделитесь рецептом салата или подскажете, чем проще удалить с пола жир, которым дочь залила всю кухню? Поддержите в ней желание быть самостоятельной, объяснив при этом, что любые навыки требуют практики. Ребенок должен научиться реально оценивать свои поступки, свои достижения. Если у ребенка нет слуха, не нужно просить его петь перед гостями и преувеличенно хвалить пение. “Перехваленные” дети теряют ориентиры, их самолюбие развивается непропорционально природным данным, они ожидают похвалы от сверстников, а получают щелчки да насмешки. Плохую услугу оказывают детям родители, которые дают неоправданно завышенную оценку их достижениям. “Мама! Я единственный в классе написал математику на пять!” — “Ты у меня самый умный!” Нельзя убеждать ребенка, что он самый ловкий, если он прибежал первым в соревновании. Рано или поздно ребенок обязательно столкнется с реальностью: кто-то обойдет его в беге, кто-то окажется сильнее или умнее. Чем более неоправданно завышена самооценка ребенка, тем труднее будет ему смириться с неудачей.

Читать еще:  Органайзер для косметики своими руками из коробки

Настоящий лидер.

  • . усердно развивает свои сильные стороны, умеет блеснуть своими талантами перед ровесниками и взрослыми;
  • умеет беззлобно подшучивать над своими недостатками и извлекать из них максимум пользы. Для этого ребенок должен научиться вместе с вами от души смеяться над своими незначительными ошибками и не принимать критику слишком близко к сердцу. Юмор в семье — лучшее лекарство от неуверенности и от другой крайности — излишней самоуверенности;
  • умеет увлечь за собой сверстников;
  • уверенно общается со зрелыми и старшими людьми.

Мой ребенок — не лидер. что с ним не так?

Не спешите проецировать на ребенка собственные ожидания и чаяния.

  • Каждый ребенок выбирает себе стезю. Поверьте природе и своему ребенку — пускай он развивает те качества, которые подарила ему природа. Ваша помощь заключается в том, чтобы быть ему примером, чтобы помочь ему выработать моральные ценности, чтобы поддержать и подбодрить в постижении нового.
  • Если природа создала вашего ребенка застенчивым и тихим, это вовсе не значит, что она обделила его. Напротив! Его дар — наблюдать, размышлять, созерцать. Если ваш ребенок выбирает более тихое или более уединенное место в жизни, это значит, что он превыше всего ценит спокойные радости бытия. Нет ничего скверного в том, что ребенок стремится стать библиотекарем или сторожем парка.
  • Каждый ребенок, который способен самостоятельно решить, чем ему заниматься, с кем дружить, как проводить свободное время, обладает достаточной твердостью и стремлением к свободе. Лидерство — это не значит бежать впереди паровоза. Истинное лидерство — это идти своим путем, привлекая к себе тех, кого хочется видеть в спутниках. Для кого-то это толпа почитателей. Иным же довольно одного-единственного друга.
  • Если ваш ребенок не стремится быть на виду, всегда и во всем первым, а хочет оставаться в тени, не ругайте его, не жалейте и не критикуйте. Присмотритесь к нему пристальнее, определите, что доставляет ему особое удовольствие. Создайте ребенку условия для того, чтобы он максимально развил свои навыки в той области, в которой ему хочется преуспеть.
  • Каждый человек еще в детстве выбирает, что для него важнее. Кому-то необходимо быть богатым и знаменитым, А для кого-то самая большая ценность — покой и время, чтобы читать или любоваться природой.

Как воспитать лидера в ребенке

Мир предъявляет к сегодняшним детям достаточно жесткие требования – система образования, воспитания установила высокую планку психического, умственного, физического развития для детсадовцев, школьников. Окружение ребенка изобилует талантливыми, одаренными сверстниками. Возможности роста, расширения кругозора, получения нового опыта растут с каждым годом. Кажется, «середнячки» в современном мире будут совершенно неприспособленными к жизни, неконкурентоспособными, потерянными, не обретут признание, успех, самоуважение и веру в себя.

  • Родители все чаще задаются вопросом: как можно воспитать лидера в ребенке — мальчике особенно?
  • Действительно ли лидерские качества можно привить, развить, воспитать даже в самых робких детях?
  • Что для этого нужно делать?

Лидер – какой он?

Задатки лидера проявляются у некоторых ребят уже в трехлетнем возрасте. Все, что нужно сделать родителям и педагогам, – немного подтолкнуть, направить малыша, научить правильно использовать свой авторитет среди друзей. Стоит ли работать в этом направлении, если малыш застенчив? Да – возможно, в будущем такой ребёнок не поведет за собой толпу, но он научится слушать и слышать себя, ответственно принимать решения, отстаивать свои границы.

Родители не всегда имеют четкое представление о том, как проявляются лидерские качества, и путают их с капризами, агрессией, нетерпимостью. Трехлетка, вопящий на соседку по игре, что она должна быть злой принцессой, иначе он выгонит ее из компании, не может называться лидером, как и подросток, держащий в страхе отличника, чтобы тот делал вместо него домашние задания.

Черты лидера

Какие же особенности детского характера и поведения говорят о наличии лидерских задатков?

  • У ребенка есть хобби, увлечение, дело, способное надолго завладеть его пристальным вниманием.
  • Если что-то не получается, малыш не торопится расстраиваться и жаловаться, а пытается решить проблему снова и снова.
  • Контактность, коммуникабельность, в том числе с незнакомыми людьми.
  • Интерес к делам семьи.
  • Умение увлечься делом, которое на первый взгляд кажется скучным, неинтересным, бесполезным.
  • Дружелюбие, доброта – малыш не склонен к обидам, зависти, ссорам.
  • Необъяснимая способность притягивать к себе других детей – ребенок лидер всегда в центре игры.
  • Умение планировать, просчитывать разные варианты, выбирать наилучший.
  • Активность, жизнерадостность, способность «разруливать» чужие конфликты, заступаться за тех, кого обижают.
  • Здравомыслие – дети с задатками лидера умеют договариваться, идти на компромисс, аргументировать свою позицию.
  • Адаптивность, гибкость.
  • Стремление везде и всегда быть первым, побеждать.

Доверие воспитателей, учителей и сверстников, ответственность, обаятельность, харизматичность – признаки настоящего, достойного предводителя. Такие дети ведут за собой без давления, принуждения, они умеют убедить, увлечь, объяснить, согласиться с мнением другого, оказать поддержку, организовать. Являясь авторитетом для друзей, они часто становятся инициаторами «спасательных операций», если кому-то нужна помощь.

У медали лидерства есть оборотная сторона – зазнайство и нарциссизм. Чтобы этого избежать, ребенка нужно мягко направлять в русло созидания, акцентируясь на его лучших качествах, прививать и поддерживать чувство ответственности за себя и тех, кого он ведет за собой.

Истинный предводитель знает свои сильные стороны и с удовольствием демонстрирует их публике. Он тянется к старшим ребятам и взрослым, умело поддерживает общение с ними.

Воспитание лидера в семье

Задумываясь о том, как вырастить лидера, мама и папа чаще всего двигаются в сторону специальных методик, сложных психологических приемов, забывая о том, что основа основ – это общение, собственный пример и доверие. Родители воспитывают своих отпрысков, просто находясь рядом с ними каждый день, демонстрируя определенные модели поведения. Наблюдая за значимыми взрослыми, кроха усваивает их ценности, взгляды, принципы, способы действия в различных ситуациях. Поэтому прежде всего необходимо уделить внимание качеству собственной жизни и взаимодействия внутри семьи.

Психологи объясняют, как воспитать в ребенке лидерские качества, не делая для этого ничего особенного:

Следите за речью

Обидные фразы и слова, сказанные сгоряча, от усталости или на автомате, ранят детей и программируют их на неудачи. «Какой же ты грязнуля», «Ну что ты вечно копаешься», «Молчи и делай, что сказано». Унижающие личность ребенка прозвища: дурачина, неряха, рева-корова, трус. Все эти слова западают глубоко в душу и протаптывают тропинку к комплексам, неумению заботиться о себе и общаться с другими людьми.

Будьте малышу поддержкой, говорите ему хорошие, добрые слова, концентрируйтесь на его плюсах. Исключите дразнилки, обзывания, ярлыки.

Речь родителей должна быть чистой, грамотной, правильной, понятной – такой же будет и речь ребенка, а это очень важно для лидера, ведь предводитель – это всегда отчасти оратор.

Читать еще:  Масло шиповника польза и вред как принимать

Больше внимания

Уверенность в себе, желание исследовать окружающий мир, смелость дерзать — неизменные спутники «долюбленных» детей. Если для совсем крох любовь выражается в постоянном контакте с мамой, то дошколятам и школьникам нужны беседы, обсуждения, размышления. Заведите семейные ритуалы:

  • книжка с мамой на ночь;
  • обсуждение того, как прошел день, после ужина;
  • утренняя зарядка с папой;
  • семейный обед у бабушки на выходных;
  • совместное приготовление пищи, уборка.

Любая совместная деятельность – возможность пообщаться, обсудить какое-то событие, просто поболтать ни о чем.

Свобода действий

Невозможно вырастить из ребенка лидера, если не давать ему пробовать и ошибаться. Гиперопека убивает инициативность, желание развиваться, думать, делать. Разрешите годовасу продолжать попытки взобраться вверх по крутой лестнице, трехлетке – налить себе воды и одеться, пятилетке – разрешить конфликт со сверстником, школьнику – договориться с учителем о дополнительных занятиях.

При выборе секций и кружков руководствуйтесь пожеланиями ребенка, пусть начинает, бросает и пробует что-то другое. Так маленький человечек научится анализировать и выбирать.

Предоставьте выбор в решении проблем. Родители склонны давать детям готовые решения по первому же запросу. Попробуйте изменить сценарий – отдайте инициативу в руки сына или дочери. Чадо научится слушать себя, доверять себе, осознает, что обладает реальным влиянием.

Поддержка

Положительная мотивация – способ подтолкнуть ребенка к новым свершениям. Вместо того, чтобы ругать за неудачу, поддержите: «Да, выступать на публике действительно страшно. Должно быть, ты расстроился, что не смог рассказать стих». Малыш поймет, что ошибки и неудачи – неизбежная часть пути, а с каждой попыткой вероятность победы повышается. Невозможно сделать ребенка лидером, не научив его достойно относиться к своим поражениям.

Поддержать – прежде всего принять чувства, переживания малыша. Правильный посыл от родителей – я вижу твое состояние, я его понимаю, я помогу тебе справиться. Учите детей проявлять свои эмоции с оглядкой на тех, кто рядом: ты злишься, это нормально, но хлопать дверьми от злости нельзя, вместо этого ты можешь порвать бумагу или покричать в подушку.

Широкий круг общения

Маленький предводитель нуждается в аудитории. Ходите в гости, приглашайте гостей к себе, посещайте массовые мероприятия, гуляйте на больших площадках. Расширяйте привычный круг контактов – помимо садика или школы запишите чадо на занятия командным видом спорта, в театральный кружок, другую секцию, предполагающую взаимодействие в группе.

Ответственность

Воспитывайте в крохе умение отвечать за свои слова и поступки. Показывайте и объясняйте, как сделать выбор, не затрагивающий интересов других людей. Обращайте внимание на то, какие последствия имеют те или иные действия, учите видеть взаимосвязь между собственным поведением и реакцией на него со стороны родных и друзей. Прививайте правильные ценности: честность, уважение к окружающим, умение соблюдать чужие границы, эмпатию.

Ответственность появляется вместе с обязанностями. Подключайте чадо к выполнению домашних дел. Дом – общий, и все члены семьи прилагают усилия, чтобы содержать его в чистоте и порядке. Договоритесь, за что отвечают сын или дочь, когда должна выполняться работа, кто и когда проверяет качество исполнения. Постепенно этап контроля можно будет исключить.

Здоровая критика и похвала

Умение воспринимать критику играет важную роль в развитии лидерских качеств ребенка. Задача родителей – мягко указать отпрыску на недочеты, подтолкнуть его двигаться дальше, продолжать попытки, искать новые пути решения проблем. Отмечайте то, что сделано хорошо, и стимулируйте делать еще лучше. «Я вижу, что все игрушки на своих местах, одежда лежит аккуратно в ящиках, фломастеры в коробке. Только пыль на столах осталась. Кажется, тут понадобятся тряпка и еще пять минут времени».

Современные психологи утверждают, что хвалить тоже нужно с умом. Дети перестают воспринимать похвалу, когда на все свои достижения слышат неизменные шаблоны: «Молодец!», «Как красиво!», «Ты самый лучший!». Для того чтобы ребенок обрел истинное понимание своей ценности, достаточно немного изменить стратегию. Описывайте то, что видите – «О, я смотрю, ты нарисовал здесь два красных пятна, одно синее, много зеленых черточек и даже желтую закорючку. Как ты так придумал?!», «Я вижу, что посуда помыта, крошки со стола убраны, пол чистый. Все, как я и просила. Вот это я называю ответственностью!». Через некоторое время ребенок сам начнет осознавать свои победы, видеть сильные стороны и признавать собственные достоинства.

Партнерство вместо соревнований

Родители порой имеют искаженное понимание того, как воспитать лидера – в ребенке предлагается культивировать дух соперничества с мамой, папой, братьями и сестрами. Семья – это прежде всего партнерство, в котором существует строго определенная иерархия. Родители обозначают границы, нормы допустимого поведения, являются авторитетом, имеющим решающее слово. Братья и сестры – одинаково ценные члены семьи, на их привилегии никак не влияет то, кто из них лучше рисует, кто первый поел или оделся. Пресекайте соперничество между детьми, поощряйте попытки сблизиться, действовать сообща, поддерживать друг друга.

Игры на определение и развитие лидерства

Вопрос: «Как воспитать лидера в ребенке?» – мальчике или девочке, имеет еще один простой ответ: играйте. Организуйте следующие несколько игр, которые наглядно продемонстрируют, насколько развиты лидерские способности ваших деток, и на что следует обратить внимание.

  • «Адаптация». Командная психологическая игра для группы из 15-20 детей. Ребята встают в круг, каждый представляет своего левого соседа. Детки, проявившие наибольшее красноречие и эмоциональность, получают красные жетоны, остальные – желтые, таким образом формируются две команды, причем красная команда – меньшая по составу. Каждый лидер набирает себе мини-группу и дает своим подопечным задание: нарисовать картинку. Затем группы меняются картинками и придумывают смешные подписи для изображений. После этого мини-группы придумывают задачи для соседей. В заключение ведущий игры дает еще одно задание, одно для всех групп.
  • «Марсиане». Команде детей предлагается организовать экспедицию на Марс: собрать экипаж звездолета, выбрать капитана, его помощников, штурманов. По прилету на Марс членам экипажа нужно поселиться в марсианском отеле, где есть несколько двух и трехместных номеров и один одноместный. Ребенок, который заселится в одноместный номер, окажется лидером либо, наоборот, изгоем.
  • «Семейное фото». Ребята выбирают «фотографа» и назначают друг другу роли разных членов семьи. Задача «фотографа» — создать семейную фотографию, разместив всех красиво в кадре.
  • «День рождения». Дети должны написать (или шепнуть на ухо ведущему) имена двух-трех друзей, которых они хотят позвать на свой праздник. Самые популярные детки назначаются «именинниками»: принимают гостей, развлекают их и угощают. Остальные дети должны сами решить, к кому из «именинников» они отправятся.

Игровая деятельность наглядно показывает, кто из детей имеет явные предводительские таланты.

А если он не лидер.

Дети разные, и зачастую родительские ожидания – а вернее, амбиции – не оправдываются. Как быть, если ваш малыш, несмотря на прилагаемые вами усилия, продолжает оставаться застенчивым, замкнутым и скромным?

Сосредоточьтесь на положительных сторонах своего ребенка и любите его именно таким. Позвольте малышу заниматься тем, что ему интересно, подбадривайте, верьте в него. Не стоит стыдиться дитя, которое избегает всеобщего внимания. Возможно, ваш тихий спокойный созерцатель станет выдающимся изобретателем. В любом случае, ломать стержень человека, даже маленького — сомнительное удовольствие, которое к тому же не принесет счастья ни родителям, ни ребенку. Поддерживайте сына или дочь в их начинаниях, желаниях, инициативах. Учите прислушиваться к себе, самостоятельно принимать решения, ценить дружбу, верность, порядочность.

Быть лидером – не всегда означает быть первым среди остальных. Истинный лидер – тот, кто способен следовать своему сердцу, выбирать свой путь, выбирать цели, идти к ним, сохраняя свой комфорт, окружая себя людьми, которых хочется видеть рядом.

Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.

Источники:

http://econet.ru/articles/184184-rastim-lidera-raznyy-podhod-po-vospitaniyu-kachestv-u-malchika-i-devochki
http://www.7ya.ru/article/Kak-vospitat-lidera/
http://pups.su/vospitanie/kak-vospitat-lidera.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: