Из чего состоит композиция в литературе – типы композиционных связей

Композиция

Разбор определения композиция в литературе, ее элементы и виды.

В этой статье мы дадим развернутый ответ, что такое композиция в литературе: определение, понятие, виды, элементы композиций, примеры.

Что такое композиция в литературе: определение

В литературоведении нет единого понятия о том, что такое композиция в литературе, но есть всевозможные обобщающие понятия, дающие общее понимание о столь сложной составляющей каждого произведения. Как говорили еще в древности, можно знать тысячи захватывающих историй, но интересно рассказать их способны единицы. Как думаете почему? Да потому что врожденное ощущение композиции в литературе бывает крайне редко, и раньше только малый процент одаренных людей могли рассказывать так, чтобы ими заслушивались тысячи людей.

Сегодня композиция в литературе весьма хорошо обозначена и изучив данный вид построения произведения, вы сможете с легкостью рассказывать и писать так, чтобы вашими произведениями зачитывались с удовольствием.

Композиция в литературе добавляет произведению гармонии и целостности

Композиция в литературе — это определенная структура художественного текста, а также последовательное размещение частей повествования, понятное и интересное для читателя. Благодаря этой структуре человек знакомится с произведением, следует за развитием событий и доходит до финальной развязки. В зависимости от пожеланий автора композиция строится тем или иным способом.

Что такое композиция в литературе: элементы композиций с примерами

Освоить понятие композиции в литературе рекомендуется не только будущим писателям и сценаристам, но и каждому человеку. Ведь мы каждый день сталкиваемся с необходимостью выражать своим мысли, описывать те или иные события. И если вы знаете о правилах построения композиции в литературе — у вас не возникнет трудностей в выражении своих мыслей и чувств.

Элементами композиции в литературе называют части произведений отражающих те или иные стадии развития событий в художественном произведении.

Восемь элементов композиции в литературе:

  • Пролог — это вступление, приоткрывающее занавес читателю и подогревающий интерес на чтение. Сегодня считается, что если читателю скучно на первых двух страницах, в 98% случаев он не перейдет даже на третью. Поэтому прологу необходимо уделять достаточное количество времени. Также пролог часто является холлом, в котором знакомят читателя с героями произведения и основной сюжетной линией;
  • Экспозиция — это завязка произведения, рассказ о том, как все начиналось. В экспозиции рассказывается предыстория приключений, которые описываются в произведении. Также в этой части произведения писатель знакомит читателя с внутренним миром, мыслями и поступками, как героя, так и других участников произведения, цель которого объяснить читателю, почему герой выбирает тот или иной путь. Экспозиция может быть как прямой, так и задержанной. Пример задержанной экспозиции — роман «Обломов» Гончарова. Экспозиция в этом романе находится в середине произведения. Данный трюк используют авторы, чтобы заинтриговать читателя и привлечь максимум внимания к чтению произведения. Еще один экспериментатор — Гоголь, в «Мертвых душах» он поместил экспозицию в заключение произведения, тем самым подарив читателю мысли для размышлений, после прочтения книги. А вот прямая экспозиция — роман «Три мушкетера» Дюмы. Дюма не затягивая событий в начале романа рассказывает о самом Д’Артаньяне и его семье;
  • Завязка действия — это часть произведения, описывающая события, предшествующие перед началом основного действия. В этой части элемента произведения автор или указывает на наличие конфликта, проблемы, противоречия, невозможности осуществления желания, либо напротив, создает данную ситуацию. Для примера укажем на завязку в «Евгении Онегине». У главного героя умирает дядя, и он вынужден отправиться в имение для вступления в права наследования. А вот Джоан Роулинг отправила письмо приглашение, по которому Гарри Поттер отправляется в школу и вообще узнает, что он не мальчик под лестницей, а сын волшебников, да и сам волшебник;
  • Основное действие — это элемент художественного произведения, который повествует об основных действиях, которые совершаются главными героями после прохождения завязки, но не доходя до кульминации произведения. По сути это середина произведения;
  • Кульминация произведения — это пик повествования, самое напряженное место в истории. Именно тут разворачиваются самые горячие споры, достигается пик конфликта и самая острая форма, до которой могли дойти герои. В уже ранее приведенном примере роман «Евгений Онегин» завязкой была новость о смерти дяди, а вот кульминацией является объяснение Онегина и Татьяны, когда она любит его, как и раньше, но он упустил свой шанс. И Татьяна, несмотря на то, что ее сердце пылает любовью к нему, не готова обесчестить себя и отказывает Онегину. Разбитое сердце после этих строк не только у Онегина, но и у читателя. А вот кульминация истории про Д’Артаньяна — гибель возлюбленной Констанции Бонасье. Но в произведении может быть и несколько кульминаций. Чем больше горячих точек, чем круче сделана завязка, тем интереснее и фееричнее выстреливают кульминации, доводя читателя до восторга;
  • Развязка произведения — это элемент, в котором описывается исход противостояния, конфликта. Это итог произведения, место которое оставляет самое яркое послевкусие. В любовных романах викторианства чаще всего развязкой была свадьба или сцена в беседке мужа и жены, окруженных малышами. В романе про славного мушкетера Д’Артаньяна развязкой служит казнь Миледи и герои остаются в печальных, но праведных мыслях;
  • Эпилог — последний аккорд, в котором рассказывается судьба героев, и почему они пришли именно к этому будущему после вышеуказанных событий в произведении. Например, в романе «Война и мир» Толстой выделил на эпилог достаточно места и описал, как сложилась жизнь героев романа, а также обратил внимание на то, как изменилось мировоззрение, характер и чаянья героев;
  • Лирическое отступление — это элемент, в котором автор отклоняется от сути произведения, для того чтобы описать те или иные действия, а также мысли героев. В лирическом отступлении автор может отклоняться как в тематике произведения, так и вовсе уходить от концепции произведения. Лирических отступлений очень много у Гоголя в романе «Мертвые души».

Что такое композиция в литературе: виды с примерами

Авторы использовали множество видов композиции, и долгое время экспериментировали, предлагая читателям новые решения. Но как показала практика, композиция должна быть не только яркой и необычной, но и понятной читателю. Литературоведы вывели классификацию основных видов композиции, и их всего четыре.

Виды композиции в литературе:

  • Последовательная, также именуемая прямой или даже линейной. В этом виде композиции в литературе события изображаются в хронологической последовательности, и каждое последующее событие идет по хронологии, что дает читателю ясную и понятную картину происходящего, как в календаре. Примерами таких произведений являются романы «Война и мир», «Горе от ума» и множество других романов российской литературы;
  • Кольцевая композиция в литературе — это вид, в котором события идут таким чередом, что начало и конец романа, это одно и то же событие. Иногда, подается под другим углом, а иногда полностью повторяющиеся события. Ярким примером данного вида является роман «Евгений Онегин». В начале произведения Онегин отвергает юную красавицу, не желая обременять себя обязанностями, а в конце Татьяна отвергает Онегина, будучи уже обремененной обязательствами с другим мужчиной;
Читать еще:  Имена для девочек мусульманские современные башкирские, кыз исемнэре

«Евгений Онегин» — яркий образчик композиции в литературе

  • Рассказ в рассказе — вид композиции в литературе, благодаря которому, автор — главный герой романа. Такой вид композиции дает возможность главному герою рассказчику, рассказать свою историю. Такой прием использовал Горький, в романе «Старуха Изергиль»;
  • Зеркальная — вид композиции в литературе, в которой события в завязке и события в кульминации и развязке одни и те же или совпадают по смыслу и действию. Яркий пример, роман «Анна Каренина» в котором начало произведения — главная героиня едет на поезде, и на вокзале поезд при остановке сбивает человека. На путях лежит человек, а на платформе размышления о том, как он жил и как он кончил. Развязка произведения — Анна бросается под поезд. Быстрая гибель и сожаления общества.

Помимо этих четырех видов применяется еще три, но они были предложены А.Б.Есиным не так давно, и поэтому являются дополнением, а не основными видами.

  • Ретроспекция — этот вид произведений отличается тем, что в начале описываются события настоящего времени, но впоследствии, уже в завязке, читателю открывается занавес прошлого. Ярким примером является произведение «Машенька» Набокова;
  • Умолчание — этот вид композиции в литературе отличается некой загадкой и часто используется в написании детективов. Так, например, Пушкин, создавая роман «Метели» все повествование умалчивает о том, что произошло с героиней во время побега с дома, но открывает этот секрет читателю лишь в конце. Тем самым Пушкин держал интригу все произведение, заставляя активно читать книгу, чтобы скорее узнать все подробности произошедшего;
  • Свободный вид композиции в литературе — это вид, который смешивает два или больше видов композиций, и при этом невозможно выделить ключевой.

И в заключение предлагаем посмотреть видео урок о композиции в литературе.

Композиция (литературоведение)

У этого термина существуют и другие значения, см. Композиция.

Компози́ция (лат. componere «составлять») в литературоведении — построение, взаимная соотнесённость и расположение в определённой системе и последовательности частей изображаемого и художественно-речевых средств в словесно-художественном произведении. Внутренняя организация, единая и целостная система определённых форм художественного изображения в литературном произведении . Находится в диалектическом единстве и взаимодействии с системой образов художественного произведения, подчиняется задаче наиболее полного их раскрытия и обрисовки.

Выразительные средства композиции

Повтор

Повтор является важным качеством речи. Повтор задаёт в речи ритм. Повтор прозаических произведений отличается от повтора в поэтических. Это отличие лежит в рамках выяснения природы прозаической и поэтической речи (см также Поэзия и проза). Для поэтической речи важны такие повторы, которые неважны в прозаической. Повторы бывают разных уровней литературного произведения.

  1. Лингвистический уровень литературного произведения:
    • Фонетические
    • Морфологические
    • Синтаксические
  2. Предметно-образный уровень литературного произведения.
  3. Персонажный уровень литературного произведения.
  4. Сюжетно-композиционный уровень литературного произведения.

и др. Подвиды повтора

  1. Буквальный повтор
  2. Вариативный повтор

Повтор акцентирует внимание на важных деталях в контексте произведения, на накал чувств героев. Одно дело, когда, например, герой говорит: «Я никогда этого не сделаю», и совсем другое, когда: «Я никогда этого не сделаю, слышишь, никогда, никогда, никогда!»

Во второй фразе отчетливее видны эмоции героя, его отчаяние.

Мотив

Мотив (от лат. — двигаю) — это устойчивый формально-содержательный компонент литературного текста, термин заимствован из словаря музыкантов. Мотив может быть выделен в пределах одного произведения, цикла произведений, всего творчества писателя или группы писателей, одного жанра, определенной эпохи и т. д. В роли мотива может выступать предмет, который мигрирует из одного рассказа в другой (волшебное яблоко — в сказках: «яблоко раздора», «молодильное яблоко», «отравленное яблоко»; может быть образ дороги (Пушкин, Гоголь, Бунин).

  • Мотив памяти (символ-образ), закреплённый в слове и предмете (ветер — Блок, память, любовь).
  • Сюжетная ситуация в качестве мотива (похищение невесты, дуэль и др.)

Композиция литературного произведения и ее разновидности. Типы композиционных связей. Архитектоника произведения.

Композиция – последовательное расположение частей в произведении.

Части композиции выделяются на основе:

¾ Моноблок (единый тест)

¾ Рассказ в рассказе

¾ Роман в письмах

¾ Рассказ в рассказе рассказа

В зависимости от жанра произведения в нем преобладают специфические для него способы изображения. Каждое произведение имеет свою неповторимую композицию. Некоторым традиционным жанрам присущи композиционные каноны.

· Свободная (ничем не ограничена). Общая тема, можно вставлять или убирать циклы (циклическая композиция)

· Жесткая (блоковая, центростремительная)

Связь композиции и содержания.

Существует 2 основных точки зрения:

· Композиция и сюжет не связаны. Композиция – застывшая структура, и в неё может быть вложено любое содержание (например – ода, где структура закреплена, а содержание может быть любым)

· Композиция и сюжет тесно связаны. Сама структура произведения содержательна, несёт в себе определенный замысел автора (например – Герой нашего времени)

К композиции в разные эпохи относились по-разному:

· Античность, средневековье – важен жесткий канон

· Барокко – свободная форма, изломанная композиция

· Классицизм, сентиментализм – строгая форма

· Модернизм, символизм, начало 20 века – свободная форма, сложное построение

· Макроструктура– жесткие части (блоки)

· Мидиструктура – рассмотрение 1-х блоков в деталях

· Микроструктура – специфика построения отдельных частей

Типы композиционных связей:

· Мотивированные – деталь сюжета, упоминаемая в предыдущей части и помогающая развитию действия в следующей части

· Немотивированные (механические) – деталь сюжета, мало связанная с содержанием, формально служащая для связи частей произведения.

Дополнительные композиционные компоненты:

Архитектоника – это построение художественного произведения, общая его внешняя форма и взаимосвязь отдельных частей.

Понятие архитектоники близко к понятию композиции в литературе, но существует различие между этими понятиями. «Композиционное» изучение произведения сводится к изучению отдельных его деталей для установления по ним характера целого и обратно.

Архитектоника требует строжайшего внимания, прежде всего, к соотношению частей (даже безотносительно к их внутреннему значению), — ибо в противном случае построение окажется зыбким.

Так, несмотря на кажущуюся «громоздкость», лучшие творения Достоевского со стороны архитектоники безупречны. Многочисленные персонажи его романов «установлены» так крепко, что отдельные моменты оказываются прочно соединенными и взаимно необходимыми.

Одним из внешних проявлений архитектоники произведения можно считать разбивку произведения на главы, действия и т. п. Архитектоническая связь между главами обычно устанавливается тем, что новая глава вводит какой-нибудь новый член сюжетной установки.

Но порой разбивка на главы произведения обнаруживает свой архитектонический смысл иным путем. Так, например, «Сорочинская ярмарка» Гоголя состоит из 13 глав; несомненно, конечно, что прочность их соподчинения и архитектоника произведения в целом наравне с другими моментами объясняется значением 13, как «чертова числа», т.-е. обусловлено общей установкой произведения на вмешательстве мнимого черта.

Читать еще:  Как влюбляются знаки зодиака, гороскоп влюбленных

Деталь в литературе

Материальная культура как совокупность предметов, создаваемых человеком, входит в мир произведения. Однако для обозначения изображаемых в литературе предметов мат. культуры нет единого термина. По творению “давно минувших дней” можно реконструировать мат. быт.

Изменения в отношениях человека и вещи в реальной жизни:

1.На заре цивилизации вещь — венец человеческого творения, свидетельство мудрости и мастерства (“белокаменные палаты” и их убранство; ткани, на кот. “узор хитер”; великолепные пиршественные чаши).

2.Отношение к предметам мат. культуры как достижению человеческого разума — эпоха Просвещения (“Робинзон Крузо” — гимн труду и цивилизации).

3.Лит-ра 19-20вв — а)по-прежнему почитается человек-мастер, ценятся изготовленные умелыми руками предметы. б)Мат. ценность вещи может заслонять человека, он оценивается обществом по тому, насколько дорогими вещами обладает.

4.В 20в. — борьба против вещизма — рабской зависимости людей от окружающих вещей. С развитием техники расширяется диапазон изображаемых в литературе вещей (заводы-гиганты, адская карающая машина — “исправит. колония”).

Функции вещей в лит-ре:

1.Культурологическая (роман-путешествие; историч роман) — в синхронном срезе представлены различные миры (национал, сословн, географич и т.д).

2.Характерологическая функция: в “Мертвых душах” показана “интимная связь вещей” со своими владельцами).

3.Сюжетно-композиционная: платок в трагедии “Отелло”.Вещ. мир имеет свою композицию (активна в детективных жанрах).

Знаками того или иного уклада жизни вещи выступают преимущественно в бытописат. произведениях, в частности в “физиологических очерках”, в научной фантастике.

Художественная деталь – самая малая единица предметного мира произведения (фр. detail – «мелкая сост. часть ч-л»). Худож.ественный(предметный, образный) мир произведения – метасловесное (абстрагированное, обобщенное) измерение литературного пр-я. Важнейшая категория худ. мира – образ (т. е. воспроизв-е предметов в их целостности, индивид-ти). К худ. детали относятся: быт, пейзаж, портрет. Тропы, приемы, фигуры речи к д. НЕ ОТНОСЯТ. (Путнин)

Детализация предметного мира неизбежна (это не украшен., а суть образа). Деталь, замещает в тексте целое, вызывает у читателя нужные ассоциации (конкретизация произ. читателем). Отбирая, изобретая подроб-ти, писат. «поворачивает» предм. к чит. определ. стороной (в «Сл. о полку И.» природа – участница похода, покровительств. не русичам). Вкус к д. объедин. всех худож-в. Гомер прибегает к описан. едва заметных мелочей. Нарочитая задержка действ. – ретардация.

Степень детализации изображения м. б. Мотивированно пространств. и/или временной точ. зрен. повеств. (А. Фет: «Только в мире и есть, что тенистый/Дремлющих кленов шатер./Только в мире и есть, что лучистый/Детски задумчивый взор./Только в мире и есть, что душистый/Милой головки убор./Только в мире и есть этот чистый/Влево бегущий пробор.» Изящ. жен. портрет созд. с пом. неск. Д., послед-ть, градац. к-рых завис. от направлен. взгляда лирич. субъекта).

Классифик. д. повт. структуру предметн. мира: событ., действия персонаж., их портреты, психологич. и речев. хар-ки, пейзаж, интерьер и пр. К-то вид Д. может отсутств., что подчерк. условность мира.

А. Б. Есин выделил три группы Д.: сюжетн., описательн., психологич. (типолог. по стилю). Преоблад. к-л типа порожд. соответствующ. свойство, или доминанту: «сюжетность» («Тарас Бульба»), «описательность» («Мертвые души»), психологизм («Преступление и наказание»). Эти св-ва могут не искл. друг др. Деталь вып. св. функц. полностью только в метасловесн. тексте (где ряд, послед-ть, перекличка Д.). Со- и/или противопоставление деталей. Напр., детская, глуповатая улыбка Пьера Безухова и умный, наблюдательный взгляд – для Толст. улыбка Пьера («ум сердца») важнее его мнений («ум ума»), к-рые будут меняться. Динамика портрета: жесты, мимика, измен. цвета кожи, дрожь и пр. (что не всегда подвласт. сознанию) – мож. резко расходиться с букв. смыслом речей гер. «Спор» сюжетн. и психолог. подробн. – увлекат-ть романов Дост. «Ансамбль» деталей созд. целостн. впечатл. («кабинет/Философа в осьмнадцать лет» – «Е. О.»).

Е.С. Добин – типологии. Д. по критер. единичность/множетво: «подробности» – воздейств. во множ-ве, экстенсивыны, «детали» – тяготеют к един-ти, заменяют ряд подробностей, интенсивны (уши Каренина, завитки волос на шее Анны, короткая верхняя губа с усиками маленькой княгини Болконской, лучистые глаза княжны Марии и т.д.). Выделены не просто характерные черты, а то, что намекает на некое противоречие в предмете. И она экспрессивна, т. е. при верном ее прочтении читатель приобщается к авторской системе ценностей (напр, короткая губка с усиками Лизы Болконской, сначала характер. как «ее особенная, собств. ее красота», скоро вызывает у повеств.(и А. Болконского) невыгодные для героини зоологич. ассоц.: «. губка поднялась, придавая лицу не радостное, а зверское, беличье выражение»).

а. вносящ. в образ диссонанс. («остранняющая» д. – терм. Шкловского), им. познават. значен. (позвол. внимательнее присмотр. к предм.): два кресла Манилова, обянутые «просто рогожею» и выдающ. в нем нехозяина – «Не садитесь , они еще не готовы». При исп. такой д. – гипербола: велосипед из «Человека в футляре» (Чехов), на к-ром лихо прокатилась Варенька, испугав Беликова. Нарушение нормы, элемент неожид-ти, гиперболизация рожд. ощущ. «интенсивности» такой Д., повыш. «нагрузки» на нее, о к-рых пишет Добин.

б. заметности д., контрастирующ. с общ. фоном, способств. композиц. приемы: повторы, «крупный план», «монтаж», ретардации и др. Повторяясь и обретая дополнит. смыслы, Д. становится мотивом (лейтмотивом), часто вырастает в символ, станов. объяснен. хар-ра (в «Идиоте» странное умение Мышкина имитировать почерки воспроизв-е стилей письма —намек на главный талант Мышкина: понимание разных хар-в, разн. стилей поведен.

в. символич. Д. м. б. вынес. в заглавие пр-я: «Крыжовник» Чехова, «Легкое дыхание» Бунина (единство художественного целого, присутствие автора в композиции).

Подробность (по Добину) ближе к знаку, чем к символу ( выз. радость узнавания, возбужд. цепь ассоциац. – можно судить об увлечен. Онегина на основан. убранства его кабинета, нес-ко штрихов-знаков замен. длин. описан.: «. и лорда Байрона портрет,/И столбик с куклою чугунной/Под шляпой, с пасмурным челом,/С руками, сжатыми крестом».

Детали помогают при реконструкц. жизни, быта, вкусов общ-ва, далекого от нас.

Основы композиции: элементы и приемы

В литературоведении про композицию говорят разное, но есть три основных определения:

1) Композиция – это расположение и соотнесенность частей, элементов и образов произведения (компонентов художественной формы), последовательность введения единиц изображаемого и речевых средств текст.

2) Композицией называется построение художественного произведения, соотнесенность всех частей произведения в единое целое, обусловленное его содержанием и жанром.

3) Композиция – построение художественного произведения, определенная система средств раскрытия, организации образов, их связей и отношений, характеризующих жизненный процесс, показанный в произведении.

У всех этих страшных литературоведческих понятий, в сущности, довольно простая расшифровка: композиция – это расположение романных отрывков в логическом порядке, при котором текст становится цельным и обретает внутренний смысл.

Как, следуя инструкции и правилам, мы собираем из мелких деталей конструктор или пазл, так мы собираем из текстовых отрывков, будь то главы, части или зарисовки, и целый роман.

Курс для тех, у кого фантастические идеи есть, а писательского опыта нет или его мало.

Читать еще:  Как вкусно замариновать баранину на шашлык?

Если вы не знаете, с чего начать – как развить идею, как раскрыть образы, как, в конце концов, просто изложить связно то, что придумалось, описать то, что увиделось, – мы предоставим и необходимые знания, и упражнения для практики.

Композиция произведения бывает внешней и внутренней.

Внешняя композиция книги

Внешняя композиция (она же архитектоника) – это разбивка текста на главы и части, выделение дополнительных структурных частей вроде пролога и эпилога, введения и заключения, эпиграфов и лирических отступлений. Еще внешняя композиция – это деление текста на тома (отдельные книги при глобальной идее, ветвистом сюжете и большом количестве героев и персонажей).

Внешняя композиция – это способ дозирования информации.

Романный текст, написанный на 300 листах, без структурной разбивки неудобочитаем. Как минимум ему нужны части, как максимум – главы или смысловые отрезки, разделенные пробелами или звездочками (***).

Кстати, для восприятия удобнее короткие главки – до десяти листов – ведь и мы, будучи читателями, одолев одну главу, нет-нет, да посчитаем, сколько страниц в следующей – и дальше читать или спать.

Внутренняя композиция книги

Внутренняя композиция, в отличие от внешней, включает гораздо больше элементов и приемов компоновки текста. Все они, однако, сводятся к общей цели – выстроить текст в логичном порядке и раскрыть авторский замысел, но идут к ней разными путями – сюжетными, образными, речевыми, тематическими и др. Разберем их подробнее.

1. Сюжетные элементы внутренней композиции:

  • пролог – вступление, чаще всего – предыстория. (Но некоторые авторы прологом берут событие из середины истории, а то из финала – оригинальный композиционный ход.) Пролог – интересный, но необязательный элемент как внешней композиции, так и внешней;
  • экспозиция – исходное событие, в котором обрисовывается мир, представляются герои, намечается конфликт;
  • завязка – события, в которых завязывается конфликт;
  • развитие действий – ход событий;
  • кульминация – высшая точка напряжения, столкновение противоборствующих сил, пик эмоционального накала конфликта;
  • развязка – итог кульминации;
  • эпилог – итог истории, выводы по сюжету и оценка событий, наметки дальнейшей жизни героев. Необязательный элемент.

2. Образные элементы:

  • образы героев и персонажей – продвигают сюжет, являются главными действующими лицами конфликта, раскрывают идею и авторский замысел. Система действующих лиц – каждый образ в отдельности и связи между ними – важный элемент внутренней композиции;
  • образы обстановки, в которой развивается действие, – это описания стран и городов, образы дороги и сопровождающие пейзажи, если герои в пути, интерьеров – если все события происходят, например, в стенах средневекового замка. Образы обстановки – это так называемое описательное «мясо» (мир истории), атмосферность (ощущение истории).

Образные элементы работают, в основном, на сюжет.

Так, например, из деталей собирается образ героя – сирота, без роду и племени, но с магической силой и целью – узнать о своем прошлом, о своей семье, найти свое место в мире. И эта цель, по сути, становится сюжетной – и композиционной: из поисков героя, из развития действия – из поступательного и логичного продвижения вперед – формируется текст.

И то же самое касается образов обстановки. Они и создают пространство истории, и одновременно ограничивают его определенными рамками – средневековым замком, городом, страной, миром.

Конкретные образы дополняют и развивают историю, делают ее понятной, видимой и ощутимой, как правильно (и композиционно) расставленные предметы обихода в вашей квартире.

3. Речевые элементы:

  • диалог (полилог);
  • монолог;
  • лирические отступления (авторское слово, не касающееся развития сюжета или образов героев, отвлеченные размышления на определенную тему).

Речевые элементы – это скорость восприятия текста. Диалоги – динамика, а монологи и лирические отступления (в том числе описания действия от первого лица) – это статика. Зрительно текст, в котором нет диалогов, кажется громоздким, неудобным, нечитаемым, и это отражается на композиции. Без диалогов она тяжела для восприятия – текст кажется затянутым.

Монологичный текст – как громоздкий сервант в небольшой комнате – опирается на множество деталей (и еще больше содержит в себе), в которых порой сложно разобраться. В идеале, чтобы не утяжелять композицию главы, монологичный (и любой описательный текст) должен занимать не больше двух-трех страниц. И ни в коем случае не десять-пятнадцать, их просто мало кто будет читать – пропустят, глянут по диагонали.

Диалоги же, напротив, состоят из эмоций, легки для восприятия и динамичны. При этом они должны быть не пустыми – только ради динамики и «героических» переживаний, а информативными, работающим на сюжет и раскрытие образа героя.

4. Вставки:

  • ретроспектива – сцены из прошлого: а) длинные эпизоды, раскрывающие образ героев, показывающие историю мира или истоки ситуации, могут занимать несколько глав; б) короткие сценки (флешбэки) – от одного абзаца, часто исключительно эмоциональные и атмосферные эпизоды;
  • новеллы, притчи, сказки, байки, стихи – необязательные элементы, которые интересно разнообразят текст (хороший пример композиционной сказки – «Гарри Поттер и Дары смерти» Роулинг); главы другой истории при композиции «роман в романе» («Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова);
  • сны (сны-предчувствия, сны-предсказания, сны-загадки).

Вставки – это внесюжетные элементы, и убери их из текста – сюжет не изменится. Однако они могут пугать, смешить, тревожить читателя, подсказывать развитие сюжета, если впереди – сложный событийный ряд.

Вам нравятся статьи на сайте «Школы вдохновения»?

Мы объединили самые важные и интересные публикации в сборник «Работа над книгой». В него вошли также новые статьи, пока на сайте не опубликованные.
Купить сборник

Композиционные приемы

К композиционным приемам относится то, как все эти элементы скрепляются, соединяются и преподносятся читателю.

Композиционных приемов существует множество. Например, к ним относятся:

монтаж: сцепка сцен, сцепка глав и частей друг с другом. Каждая сцена должна логично проистекать из предыдущей, каждая следующая глава должна быть связна с событиями предыдущей (если несколько сюжетных линий – значит, главы и скрепляются по событиям линий);

расположение и оформление текста в соответствии с сюжетом (идеей) – это, например, форма дневника, курсовой работы студента, романа в романе;

тема произведения – скрытый, сквозной композиционный прием, который отвечает на вопрос – о чем история, в чем ее суть, какую главную мысль до читателей хочет донести автор; в практическом плане решается через выбор значимых деталей в ключевых сценах;

мотив – это устойчивые и повторяющиеся элементы, которые создают сквозные образы: например, образы дороги – мотив путешествий, авантюрной или бездомной жизни героя.

Композиция – это явление сложное и многослойное, и во всех ее уровнях разобраться тяжко. Однако разбираться надо, чтобы знать, как выстроить текст, чтобы он легко воспринимался читателем. В этой статье мы поговорили об основах, о том, что лежит на поверхности. И в следующих статьях копнем чуть глубже.

Источники:

http://izhsan.ru/kompozitsiya/
http://lektsia.com/5×4088.html
http://school-of-inspiration.ru/osnovy-kompozicii-elementy-i-priemy

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: