Игры на сплочение для младших школьников

Игры на сплочение детского коллектива


ДОТРОНЕМСЯ ДО СЧАСТЬЯ.

Крупными буквами напишите на доске слово СЧАСТЬЕ и попросите детей перечислить, каким бывает счастье, например: радостным, веселым, сияющим.

Затем включите спокойную музыку, попросите детей закрыть глаза и представить, что они дотрагиваются до счастья. Предложите детям нарисовать портрет своего счастья или описать свои ощущения от этого чувства.

Из рисунков и описаний детей сделайте стенд: «Когда мы дотрагиваемся до счастья».

Подобным образом проведите с детьми беседы о радости, любви, доброте и других понятиях.

Предложите детям записать имя и фамилию каждого человека на отдельных листочках и свернуть их так, чтобы написанное нельзя было прочитать. Сложите свернутые листочки в коробку и предложите каждому ребенку вытянуть один из них. Попросите детей не рассказывать, кто им достался на листочке. Если кто-то вытянул свое имя, он вытягивает листочек снова.

Объясните детям, что тот человек, чье имя они вытянули, отныне становится их «тайным другом», и в течение последующих трех дней они должны тайно проявлять к нему как можно больше внимания.

Предложите детям нарисовать портрет своего «тайного друга» или написать ему письмо. Через несколько дней попросите детей угадать, кто был их «тайным другом» и проведите с ними беседу о дружбе.

Попросите детей встать в круг, в центре поставьте какой-нибудь красивый стул.

Дети идут по кругу и поют:

Кто сегодня всех красивей?
Кто сегодня всех счастливей?
Поскорее появись!
На волшебный стул садись!

По очереди дети садятся на волшебный стул, и каждый по кругу должен сказать о сидящем на стуле что-нибудь хорошее и доброе.

Перед началом игры расскажите детям о том, что волшебный стул умеет дарить детям добрые качества и, наоборот, отнимает у них все плохое. Но чтобы увидеть это, нужно смотреть волшебными глазами на того, кто сидит на волшебном стуле.


ДАВАЙТЕ ГОВОРИТЬ ДРУГ ДРУГУ КОМПЛИМЕНТЫ.

Для более старших детей предыдущее задание можно изменить.
Попросите одного из детей выйти из комнаты. Затем предложите каждому сказать в адрес вышедшего человека какой-либо комплимент. Запишите все комплименты, а затем позовите того, кто выходил из комнаты, и зачитайте ему записанное.

Это задание целесообразно проводить как можно чаще, чтобы дети приучились говорить друг другу хорошее.

СВЕЧА ЛЮБВИ.

Попросите детей встать в круг и раздайте каждому маленькую свечку. Затем зажгите свечу одного из детей. Ребенок, чью свечу зажгли, должен сказать о своем соседе по кругу что-то светлое, а затем зажечь своей свечкой его свечу.

Игра заканчивается, когда в круге зажгутся все свечи. После этого дети задувают свечи и делятся на группы. Каждая группа придумывает сказку о волшебной свече любви. Из рисунков детей делается выставка.


РАССКАЗ О ДРУГЕ.


Предложите детям выбрать кого-либо из своих друзей и рассказать о нем, не называя его имени. Если детям трудно самим составить рассказ, предложите им ответить на вопросы:

• Кого больше всего любит ваш друг?
• Что больше всего любит делать ваш друг?
• Какое у него любимое время года?
• Есть ли у него любимые животные?
• Как он любит одеваться?
• Какое хорошее качество есть у вашего друга?
• Какие книги он любит больше всего?
• Какую музыку он любит больше всего? и т.д.

Дети должны угадать имя того, о ком рассказали.

Предупредите детей, что их рассказ должен быть направлен на положительные черты характера того или иного человека.


ТОЛЬКО ХОРОШЕЕ

Педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность). В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость), они делают шаг назад.

Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот человек становится ведущим.



ЛЮБИМОЕ КАЧЕСТВО.

Попросите детей сесть в круг и предложите им подумать о своем любимом качестве. Затем по очереди дети называют свое любимое качество.

Если какое-либо качество нравится большинству детей, этому качеству предлагается поселиться в классе. Ему выделяется красивый стул, который становится стулом доброты, заботливости, наблюдательности или храбрости.

В дальнейшем на стуле того или иного качества может посидеть любой ребенок, который хочет, чтобы в нем выросло это качество.

Также, если кто-либо из детей плохо себя ведет, плачет, плохо слушает, педагог предлагает ему посидеть на стуле того или иного качества.

Дети могут выбирать каждую неделю новое качество и предлагать ему поселиться в своем классе.


КОЛЕЧКО КРАСОТЫ.

Скажите детям, что у вас есть колечко красоты. Стоит направить колечко на любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое. Дети встают в круг и вытягивают сложенные ладошки вперед. Педагог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Потом дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них. Тот, кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает колечко красоты в подарок.

Читать еще:  Во сколько лет можно прокалывать уши девочкам, как выбрать серьги для ребенка?

Игры на сплочение младших школьников и как их правильно проводить

Ребятишкам всех возрастов свойственна эмоциональность, любознательность, развитое воображение, стремление испытать себя на смелость и ловкость. Младшие активнее других отзываются на предложения заняться чем-то необычным, интересным. Они с готовностью откликаются на предложение поиграть, даже не подозревая, что в процессе игры учатся чему-то новому. Ведь любая игра несет в себе не только стремление развлечь детей, но и решает более важные задачи. Например, помогает объединению коллектива, учит взаимодействию, умению уступать, радоваться успехам другого.

Все, что нужно знать об играх на сплочение

Когда в одном месте собирается коллектив маленьких индивидуальностей, перед взрослым встает вопрос их объединения. Любую проблему общения между детьми 6-10 лет можно решить с помощью игры. Поэтому основная цель сплачивающих игр – снять эмоциональное напряжение каждого ребенка и создать благоприятную атмосферу для общения. Специалисты утверждают: там, где собирается группа детей, просто необходимо начать игру для сплочения. Нужно знать, чему научатся дети благодаря такой игре:

  • сотрудничеству, навыкам совместных действий для достижения общей цели;
  • дружеским взаимоотношениям внутри коллектива;
  • объективной самооценке, правильному анализу поступков других;
  • самоконтролю;
  • планированию своего поведения;
  • терпимости к действиям окружающих;
  • взаимопониманию, поддержке;
  • внимательности к эмоциональному состоянию других детей.

Родителям также небезинтересно будет узнать, что игры на сплочение способствуют избавлению от страхов и стеснения, разрешению конфликтных ситуаций, предотвращают их возникновение. Так называемые «изгои» становятся полноценными членами коллектива, а лидеры начинают учитывать не только собственные интересы, но и потребности остальных ребят. Поэтому в домашней обстановке обязательно надо проводить такие виды игр, когда собирается вместе несколько детей, например, при организации детских праздников.

Факторы групповой сплоченности и причины ее снижения

Дети быстрее находят общий язык между собой, когда у них появляются общие интересы, единая цель для достижения. Игра должна проходить в доброжелательной атмосфере под руководством квалифицированного, привлекательного для участников ведущего. Важную роль играет соревновательный момент. С этой целью полезно будет разделить ребят на команды. Для младших школьников очень важно одержать победу над соперниками, к которой каждый будет причастен. Планируя работу по сплочению, воспитатель должен учитывать и анализировать возможные причины его снижения.

  • Объединение ребят в мелкие группы.
  • Дружба между некоторыми детьми, возникшая задолго до попадания в коллектив.
  • Неумелые действия организатора.
  • Отсутствие общей цели или нечеткая ее формулировка.

Зная причины, можно избежать их последствий, грамотно подобрать виды игр, правильно распределить роли и сделать работу по сплочению максимально эффективной. Особенно остро стоит вопрос сплочения в случаях, когда изначально не знакомые друг с другом дети вынуждены проводить вместе длительное время:

  • школьный класс;
  • загородный или пришкольный лагерь;
  • кружок по интересам;
  • коллектив художественной самодеятельности.

Общение не будет продуктивным без взаимопонимания, доверия. Совместная деятельность не принесет должного результата, если каждый ребенок будет отвечать лишь за собственные поступки. Поэтому задача взрослых – через игру научить своих подопечных сотрудничеству. Знание игр на сплочение, умение их организовать необходимо каждому учителю, педагогу дополнительного образования, воспитателю, вожатому, руководителю детских творческих объединений, аниматору, родителям.

Примеры сплачивающих игр

Если речь идет о школьном коллективе, взрослый должен отводить время сплачивающим играм в ходе проведения классных часов и внеклассных мероприятий как можно чаще.

В лагерях отдыха подобная организация досуга осуществляется в течение всей смены ежедневно. Родителям такая возможность представляется нечасто, но любое собрание детей (праздник, массовое мероприятие) является прекрасным шансом для их проведения.

Важно! Сначала лучше отдать предпочтение играм, благодаря которым дети быстрее познакомятся, ближе узнают друг друга. Маленькие дети быстро устают, поэтому игры должны быть простыми, понятными и длиться непродолжительный период времени.

Слепой паровозик

Участники разбиваются на команды по 3-4 человека и образуют своеобразный «поезд», цепляясь за талию впереди стоящего «вагончика». Видит путь только ребенок, изображающий последний вагон, у остальных завязаны глаза. Задача «паровозика» — под руководством зрячего дойти до нужного места, не сбившись с дороги.

Посиделки

Ведущий дает сигнал — участники быстро должны разделиться попарно. Один человек приседает, другой присаживается к нему на колени. Двое, не успевшие найти напарника или присесть, выбывают. Игра длится, до последней оставшейся пары.

Всем построиться!

Участники делятся на 2 команды. По сигналу за короткое время игроки должны построиться в соответствии с каким-либо признаком: по количеству пуговиц, карманов, цвету волос или глаз, по росту, размеру обуви.

Атомы-молекулы

Ребята хаотично бродят, изображая атомы. Далее ведущий объявляет, что они должны быстро образовать молекулы, состоящие из определенного числа атомов.

Импульс

Дети становятся кругом, держась за руки. Водящий пожимает соседу руку, эту же манипуляцию проделывают все участники. Засекается время, за которое импульс вернется к тому, кто его посылал. Цель – достичь максимальной скорости передачи рукопожатия.

Путаница

Игроки берутся за руки и перепутываются, стараясь образовать клубок из собственных тел. Водящему предстоит распутать эту конструкцию, не рассоединяя рук участников.

Крокодил

Выслушав задание ведущего, команда сообща что-либо изображает. Это может быть сороконожка, футбольные болельщики, очередь у магазина, зрители на премьере комедии.

Клубок

Ведущий берет длинный клубок ниток, наматывает вокруг кисти его конец, а остальное бросает любому ребенку со словами: « Мне нравится, что ты…» (фразу можно изменить). Поймавший обматывает часть нити вокруг своей руки и перебрасывает клубок дальше, произнося такие же слова. Игра продолжается, пока каждый не получат комплимент.

Что в нем нового?

Игра проводится через несколько дней после знакомства. Нескольких минут участники внимательно вглядываются друг в друга. Затем одному человеку дается мяч. Его он будет бросать другим игрокам, оглашая, что нового заметил в облике или эмоциональном состоянии товарищей.

Зеркало

Разбившись парами, игроки решают, кто будет зеркалом. Дальше «зеркало» повторяет все движения партнера. Через время роли меняются.

Читать еще:  Как поддержать подругу когда ей плохо: как правильно успокаивать девушку?

Цвет эмоций

Выбирается водящий. Втайне от него ребята задумывают цвет, который показывают с помощью мимики и жестов, предавая настроение выбранного цвета. Цель – угадать задуманное.

Светофор

К спинам участников прикрепляются жетоны разных цветов. Звучит условный сигнал — игроки одного цвета быстро собираются вместе.

Гусеница

Команда превращается в одну длинную гусеницу, сцепляясь между собой. Дальше «гусенице» предстоит показать, как она спит, бегает или другое действие, предложенное ведущим.

Паутина

Между двумя опорами натягиваются веревки, создавая образ паутины с множеством ячеек. Игроки должны перебраться на противоположную сторону, не касаясь веревки.

Прогулка слепых

Участники встают друг за другом, держась за талию или плечи впереди стоящего игрока. У всех, кроме первого, завязаны глаза. Его задача – провести «слепых» по местности, чтобы ни один из игроков не коснулся расставленных заранее препятствий.

Биг-Мак

Пары являются половинками одного устойчивого словосочетания. Например, один человек – «Биг», другой – «мак». Варианты: меч-кладенец, скатерть-самобранка, красная шапочка, «Чупа-чупс». Далее игрокам завязывают глаза и перемешивают их. Партнеры должны как можно быстрее найти свою половинку только по выкрикам.

Сложные задания на объединение коллектива

Веревочный курс

Сплочению детского коллектива будет способствовать проведение «Веревочного курса». Это серия упражнений, следующих одно за другим. Свое название методика получила потому, что преодолевать трудности ребятам предстоит всем вместе, будто связанным одной веревкой. В ходе выполнения заданий дети научатся принимать решение сообща, помогать слабым, нести ответственность полностью за всю команду. В подобных мероприятиях принимают участие группы, численность которых не превышает 12 человек. Если детей значительно больше, есть смысл разделить их на несколько команд, устроив своего рода соревнование.

Важно! Распределяя участников по командам, нужно следить, чтобы в каждой из них были сильные, энергичные ребята и игроки, не отличающиеся особой физической выносливостью, более тихие, скромные. Чтобы деление происходило «по-честному», лучше провести жеребьевку.

Для организации «Веревочного курса» можно использовать задания, приведенные выше. Если команд несколько, нужно предложить каждой придумать название, девиз, выбрать капитана. Здесь пригодятся «Маршрутные листы», где будут отмечаться баллы команд, полученные на каждом этапе соревнования. За ошибки, нарушение правил при выполнении заданий присваиваются штрафные очки.

Способы деления игроков на команды

Грамотное распределение ребят по группам – особое искусство. Здесь взрослый должен проявить внимательность, чуткость, тактичность. Важно никого не обидеть либо невольно проявить симпатию к кому-либо из детей. Честная жеребьевка – залог хорошего настроения детей. Простой, эффективный метод – вытягивание жребия из закрытой емкости: непрозрачной банки, коробки с вырезом для руки, мешочка. В качестве содержимого используются разноцветные шарики, кубики, жетоны, вырезанные геометрические фигуры, карточки с определенными рисунками.

Собери пазлы

Заранее заготавливаются разрезанные на крупные части простые картинки. Пазлы складываются в специальный мешочек или коробку. Ребята вытягивают часть изображения, затем собирают рисунок, объединяясь таким образом в группы.

Зоопарк

На ушко подопечным взрослый сообщает название животного. Видов обитателей зоопарка будет столько, сколько команд должно сформироваться по итогам распределения. В коллективе появляется несколько кошек, телят или слонят. Дети ищут сородичей, ориентируясь на движения и издаваемые звуки.

Советы по организации игр для объединения детей

Планируя игру, нужно обязательно заинтересовать детей, вызвать желание принять участие в предлагаемом развлечении. Взрослый должен объяснить правила доступным для младших школьников языком, показать на примере порядок действий, помочь распределить роли, сформировать команды. Игра никогда не проводится спонтанно и требует определенной подготовки: заранее продумывается место, заготавливается необходимый инвентарь, оборудование.

Работая с младшими школьниками, нужно придерживаться следующих рекомендаций:

  • активные игры ограничиваются по времени, сопровождаются перерывами, сменой вида деятельности;
  • недопустимы задания, требующие прикладывания серьезных физических усилий, долгого пребывания в неподвижном состоянии, сидении за столом;
  • дети с ограничением по здоровью не должны оставаться в стороне, им отводят роль судей или помощников ведущего;
  • приветствуются игры с «замиранием»;
  • нельзя отводить роль водящего всегда одним и тем же ребятам, каждый раз выбор нужно обосновывать (Петя еще не водил, Оля ни разу не нарушила правил);
  • покидать игру можно только по необходимости и на короткий срок;
  • правила должны строго соблюдаться каждым участником без каких-либо поблажек;
  • все действия осуществляются по команде или условному сигналу ведущего;
  • закончив конкурс, обязательно разобрать ошибки, похвалить ребят, дать совет, как действовать в следующий раз, подбодрить.

Важно! Игра не должна содержать элементы, унижающие человеческое достоинство.

Дети младшего школьного возраста чувствуют себя комфортнее, когда взрослый играет вместе с ними. От организатора зависит, насколько успешным будет мероприятие. Поэтому стоит взять на вооружение несколько правил хорошего ведущего.

  1. Больше улыбайтесь. Даже если настроение плохое, его нельзя показывать детям.
  2. Четко, емко, громким голосом произносите требования к игре.
  3. Находитесь там, где все будут Вас видеть.
  4. Заранее позаботьтесь о помощниках.
  5. Имейте в запасе несколько игр на случай неудачи с первой.
  6. Не выбирайте любимчиков, каждый ребенок должен чувствовать вашу поддержку.
  7. Чаще хвалите, подбадривайте ребят.
  8. Не забудьте поблагодарить за весело проведенное время.

Грамотно подобранная игра – это эффективный способ ненавязчиво подтолкнуть детей к общению. Результатом игровой деятельности по сплочению коллектива станет снижение уровня тревожности, рост детской самооценки, ощущение собственной значимости, нужности в коллективе.

Игры на сплочение класса
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Подборка игр на сплочение классного коллектива

Скачать:

Предварительный просмотр:

Игра «Здравствуй друг»

Все участники делятся на две равные группы. Одна группа образует внутренний круг, другая внешний. Стоящие во внутреннем круге поворачиваются лицом к стоящим во внешнем круге, таким образом образуя пары. И повторяют за ведущим следующие слова, сопровождая их жестами.

— Здравствуй, друг! (Жмут друг другу руки).

— Как ты тут? (Хлопают правой рукой по левому плечу партнера).

— Где ты был? (Осторожно треплют ухо).

— Я скучал! (Складывабт руки на груди).

— Ты пришел! (Разводят руки в стороны).

Читать еще:  Кто такой бот в интернете?

Затем стоящие во внешнем кругу делают шаг в сторону, тем самым производя замену партнера. Слова и движения произносятся вновь. И так далее, пока опять не встретятся первые пары.

Игра «Ветер дует…».

Играющие становятся в круг. Ведущий говорит: «Ветер дует в сторону…» (например, того, у кого есть брат). Те играющие, к которым относится это высказывание (т.е. у кого есть братья) – должны встать в центр круга. Затем выбирается другое высказывание (например, про сестру, про домашних животных и т.д.).

Игра «Здравствуйте, все!»

Каждый должен за определенное время (1-3 мин, или пока играет музыка) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством детей. Внимание ребят фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку и называть свое имя. Тогда по завершении упражнения воспитатель спрашивает: «Кто поздоровался больше чем с 10 ребятами? А больше чем с 20?» Выявляется несколько лучших.

Каждый участник получает задание нарисовать на небольшом листе свой портрет, но в несколько необычной форме: вместо глаз нарисовать то, на что любит смотреть, вместо рта – что любит есть, вместо ушей – то, что любит слушать, вместо волос – о чем чаще всего думает, вместо носа – то, что любит нюхать. Все портреты приклеиваются на лист ватмана: «Знакомьтесь, это мы!»

Игра «Мы идем в поход»

Игрок, сообщив своё имя, называет предмет, начинающийся на первую букву своего имени, который он может взять в поход (для начала мы упрощали задание и называли просто любой предмет, подходящий для похода). Например: «Меня зовут Катя, я иду в поход и беру с собой компас». Тогда следующий игрок произносит: «Меня зовут Сережа, я иду в поход и беру с собой спальник, а еще Катю с компасом», и т. д.
Можно придумывать каждый раз новое место посещения.

«Биг-мак».
Организуйте большой круг. Разбейте команду на пары и попросите каждую пару выбрать словосочетание из двух слов, которые традиционно употребляются вместе (например, один партнер говорит: «Биг»,— другой: «Мак»; один: «Ореховые»,— другой: «Масло» и т. д.). Затем объясните, что по условиям игры, нужно закрыть глаза и не открывать их до конца события, и, кроме того, можно произносить только свое выбранное слово. Теперь ведущий перемешивает команду так, чтобы партнеры были далеко друг от друга. Партнеры с закрытыми глазами, выкрикивая свое слово, находят друг друга. Как только пара воссоединилась, отведите ее с пути тех, у кого глаза еще закрыты. По завершению задания, каждая пара сообщает всем участникам свое словосочетание.
Для этого упражнения очень важную роль играет площадка, которая должна быть большой.

“Сейчас по сигналу “начали” вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет “один”, другой человек скажет “два”, третий скажет “три” и так далее… Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут “четыре”, счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.” удалось ли группе это сделать? Если да, то каким образом? Если не получилось, то почему? Что мешало? Кто принимал активное участие, кто отмалчивался?

Все берутся за руки, стоя к кругу и начинают запутываться. Когда запутались все, и получилась одна большая «путанка», можно вообразить, что вся группа превратилась в одного огромного зверя. Теперь срочно необходимо определить, где находиться его голова, а где хвост. («Кто будет головой? А кто хвостом?»,- спрашивает ведущий). Когда зверь сориентировался, где его право, а где его лево, он должен научиться двигаться во все стороны, в том числе и назад. А потом, зверь должен пробежаться, и может быть даже кого-то, попавшегося по пути, «съесть».

Представители одного пола (например, девушки) сидят в кругу на стульях лицом внутрь, одно место свободно. Представители же другого пола, например, молодые люди стоят за спинками стульев, по одному за стулом (в том числе и за пустым) и держат руки по швам. Тот из участников, кто стоит за пустым стулом пытается переманить к себе на стул кого-нибудь из сидящих, подмигивая ему (в нашем примере ей). Когда кто-нибудь из сидящих пытается убежать на свободный стул, задача того, кто стоит за ним — не дать тому это сделать, то есть осторожно поймать и не пустить.

Ты мне нравишься

Материалы: Клубок цветной шерсти.

Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Я хочу предложить вам принять участие в одной очень интересной игре. Мы все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой.

Пару раз обмотайте свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из детей. Постарайтесь выбрать не самого популярного в классе ученика.

Вы видите, что я сейчас сделала. Я выбрала ученика, который должен быть следующим в «паутине». После того, как мы передали кому-то клубок, мы говорим этому ученику фразу, начинающуюся с одних и тех же слов:

«Коля (Маша, Петя)! Ты мне нравишься, потому что. «

При этом вы можете говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нем нравится, за что вы хотели бы его поблагодарить. И так продолжается наша игра все дальше и дальше. Постарайтесь хорошо запомнить то, что вам скажут, когда будут передавать клубок.

Постепенно «паутина» будет расти и заполняться. Ребенок, получивший клубок последним, начинает сматывать его в обратном направлении. При этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

— Легко ли тебе говорить приятные вещи другим детям?

— Кто тебе уже говорил что-нибудь приятное до этой игры?

Источники:

http://belova.vsosharz.edusite.ru/p22aa1.html
http://myintelligentkids.com/igry-na-splochenie-mladshix-shkolnikov
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2018/03/28/igry-na-splochenie-klassa

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector