Диалог это определение для 2 класса, информационный монолог
Диалог
Содержание
- Определение
- Особенности
- Способы оформления
- Что мы узнали?
Бонус
- Тест по теме
Определение
Диалог – это форма речи, при которой происходит обмен репликами между двумя или более людьми.
Термин «диалог» пришел из греческого языка, где слово «dialogos» обозначало беседу.
Являясь чередованием реплик, диалог служит одной из форм связной речи.
Особенности
Диалогическая форма речи характерна как для устной, так и для письменной речи. Диалог часто используется в разговорном функциональном стиле, а среди книжных – в художественном, так как диалог ярко и подробно передает мировоззрение персонажей и конфликт между ними.
Диалогическая речь тесно связана с разговорным функциональным стилем. В связи с желанием быстро передать информацию адресату диалог отличается краткостью реплик: часто употребляются неполные и простые предложения, а также слова-предложения. С развитием диалога участниками опускается вся сказанная ранее информация, реплики наполняются только новыми рассуждениями и мыслями.
Сравним два варианта текста:
Данные примеры подчеркивают стремление участников диалога использовать минимальное количество языковых средств, которые в свою очередь способны дать полную информацию для понимания. Первая реплика несет в себе максимальную информацию об объекте беседы, все последующие реплики обычно понимаются лишь в определенном контексте.
Диалогическая форма речи обычно свободна от книжных норм. Это связано со спонтанностью и непринужденностью речи участников диалога.
Диалогическая форма речи минимально состоит из двух реплик. Так называемые микродиалоги реализуются через реплику-стимул (открывает диалог) и реплику-реакцию (ответная реплика).
Несмотря на то что минимальным является диалог с двумя репликами, в такую форму общения могут вступать несколько человек. Ошибочным является мнение о том, что диалог – это беседа только двух лиц.
Реплики участников диалога тесно связаны друг с другом в содержательном плане. Объектом беседы двух или более человек является один и тот же предмет, о котором собеседникам известно до начала диалога или становится известно во время диалога.
Способы оформления
Самым частым способом оформления диалога в письменной речи является то, что каждая реплика двух или более участников начинается с новой строки с помощью знака тире.
Важной особенностью является то, что диалог может предполагать авторскую речь, а может и не предполагать. Если авторская речь присутствует, то диалог оформляется так же, как и прямая речь, только без использования кавычек. Значит, схемы оформления диалоговой формы с авторской речью следующие:
Что мы узнали?
Диалог – это форма речи, предполагающая беседу двух и более лиц. Связь диалоговой формы с разговорным стилем речи наблюдается в стремлении к сокращению единиц языка, употребляемых в речи. Спонтанность и непринужденность диалога позволяет сокращать ранее известную информацию и использовать простые и неполные предложения для простоты и быстроты обмена информацией.
Конспект урока по русскому языку на тему: “Диалог и монолог” (2 класс)
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Русский язык во 2 классе
ТЕМА: Речь диалогическая и монологическая
Учащиеся узнают, какая речь называется диалогической, а какая монологической; правила оформления диалога и монолога на письме, ознакомятся с правописанием словарного слова «прощай».
Будут учиться различать диалог и монолог, строить несложные монологические высказывания и составлять диалог.
ТИП УРОКА: комбинированный
Начинает показ презентации к уроку. Открывает первый слайд.
-проверка готовности к уроку
Проверяют на партах уч. принадлежности
Мотивация учебной деятельности
-Откройте учебник на с.
Открывают учебник на с.
-О чем пойдет речь на уроке?
Отвечают на вопр. учителя, используя материал заданной страницы.
Разминка для рук
-Готовим кисти рук и пальчики для письма
Повторяют движения за учителем
Чистописание- сложное слово. Оно образовалось из двух слов: чисто и писать
Пишут в тетрадях по образцу.
Вырабатывают каллиграфический почерк.
Требования
к речи
– Что можно узнать о человеке
по его речи?
– Какой должна быть речь?
Ответы учащихся (речь должна быть вежливой, уважительной).
Воспроизводят полученную информацию, формулируют речевое высказывание.
Постановка учебной задачи (учебник, с. 10)
– Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Почемучки.
– Цель нашего урока состоит
в том, чтобы найти ответ
на этот вопрос
Читают вопрос (Как отличить диалог от монолога?)
Принимают учебную
задачу, сформулированную вместе с учителем.
Усвоение
новых знаний
и способов
действий.
1. Диалог, монолог (учебник,
с. 10)
Предлагает прочитать определения и ответить на вопрос:
что такое монолог, диалог?
Читают определения, отвечают на вопрос.
Извлекают из определения необходимую информацию и формулируют ответ на вопрос.
Диалог
в сказке (упр. 6). Реплика (учебник, с. 11)
– Прочитайте. Назовите сказку
и ее героев.
– Докажите, что вы прочитали
диалог. Какие сказочные герои участвуют в нем? Кто спрашивает, кто отвечает?
– Прочитайте диалог по ролям в паре.
– Спишите. Проверьте написанное.
Знакомит со знаком «тире» (–), репликой
Читают отрывок из сказки.
Распознают героев сказки.
Приводят доказательства, что прочитанный отрывок – диалог.
Выразительно читают диалог по ролям. Списывают правильно диалог , соблюдая знаки препинания. Осуществляют самопроверку.
– Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной рукой, потом другой.
– При помощи карандаша трем ладони с внутренней стороны, затем с тыльной.
– Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.
– Дотрагиваемся ладонями до щек, ощущаем тепло своих рук.
Выполняют движения под руководством
учителя.
Страничка
для любозна-
тельных. О про-исхождении слов (учебник, с. 11)
Предлагает прочитать текст
и рассказать, что нового
узнали для себя.
Монолог
в сказке (упр. 8)
– Прочитайте строки из сказки.
– Отрывок из сказки – это диалог или монолог? Кто произносит речь, к кому она обращена?
– Найдите слово прощание ,
подберите слово, близкое
по значению.
– Спишите 1-е предложение.
Читают отрывок из сказки. Распознают монолог, приводят доказательства.
Подбирают к заданному слову близкое по значению.
Словарно-орфографическая работа. Прощай (прощайте)
– Прочитайте словарные слова. Что означает слово прощай ?
Когда мы употребляем слово
прощай , а когда – прощайте ?
Спишите, запомните написание.
Читают, отвечают на вопросы, записывают словарные слова.
Закрепление знаний и способов действий.
Диалог. Монолог (упр. 9, 10).
Организует работу с упражнениями, контролирует их выполнение, оказывает помощь при необходимости
Читают и отвечают на вопросы (упр. 9). Читают по ролям. Списывают последнюю реплику. Рассматривают рисунок и отвечают на вопросы (упр. 10). Составляют диалог по рисунку.
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
– На какой вопрос нужно было ответить Почемучке? Какой вид работы понравился больше?
О чем хотели бы узнать подробнее?
Отвечают на вопросы учителя.
Домашнее задание. Диалог-беседа, рассказ-монолог (упр. 11)
Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи
Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи.
Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок
Еженедельный призовой фонд 100 000 Р
- Бредихина Ольга Викторовна
- Написать
- 50
- 11.11.2019
Номер материала: ДБ-791813
Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»
Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников
Рекордно низкий оргвзнос
по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)
Идёт приём заявок
- 11.11.2019
- 23
- 08.09.2019
- 106
- 29.07.2019
- 297
- 07.06.2019
- 460
- 23.11.2018
- 357
- 15.11.2018
- 593
- 23.09.2018
- 106
- 13.09.2018
- 563
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 3. Монолог и диалог
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) признаки монолога и диалога.
2) отличительные особенности диалога и монолога.
3) правила построения диалога и монолога.
Диалог – это речь двоих или нескольких лиц.
Монолог – это речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе.
Реплика – это высказывание говорящего в диалоге.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 61–64.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С.10-14.
Канакина В.П., Щеголёва Г.С. Русский язык. 2 класс. Контрольные работы. – М.: Просвещение, 2018. — С. 12-19.
Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Тетрадь учебных достижений. – М.: Просвещение, 2017. – С. 6—7.
Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 2 класс. – М.: Просвещение, 2018. — С. 3.
Тихомирова Е .М. Тренажёр по русскому языку к учебнику В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2 ч.» ФГОС ( к новому учебнику) – М.: .: Издательство «Экзамен», 2018. — С.3-7.
Тихомирова Е. М. Тесты по русскому языку. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1: к учебнику В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.» ФГОС ( к новому учебнику) – М.: Издательство «Экзамен», 2017. — С. 7-16.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Радость от общения друг с другом испытывают многие люди! Замечательно обсуждать с друзьями идеи, высказывать своё мнение. Разговаривать можно вдвоём, втроём и, даже, целой компанией. В таком общении мы используем особый вид речи – диалог.
Диалог — это разговор двух или нескольких лиц.
Настоящий диалог получается только тогда, когда у каждого говорящего есть возможность высказаться. Каждое такое высказывание участника диалога называется репликой. На письме каждую реплику записывают с новой строки, и перед каждой ставится особый знак – тире.
Прочитаем фрагмент сказки Владимира Сутеева «Кто сказал ˮМяуˮ?». Посмотрите, как записаны реплики Мышонка и Щенка.
«Вдруг у самого крыльца кто-то сказал:
«Это тут!» — сказал себе Щенок и быстро начал
рыть под крыльцом всеми четырьмя лапами.
Когда он вырыл большую яму, оттуда выскочил маленький серый Мышонок.
— Ты сказал «мяу»?— строго спросил его Щенок.
— Пи-пи-пи,— запищал Мышонок. — А кто так сказал?
— Кто-то сказал «мяу»…
— Близко?— заволновался Мышонок.
— Вот здесь, совсем рядом,— сказал Щенок.
— Мне страшно! Пи-пи-пи!— запищал Мышонок и юркнул под крыльцо.»
Герои сказки – Щенок и Мышонок разговаривают друг с другом
Вот что сказал Мышонок: «Пи-пи-пи. А кто так сказал ?», « Близко?»,
«Мне страшно! Пи-пи-пи!». Это реплики Мышонка.
А Щенок произнес другие слова: «Ты сказал «мяу»?», «Кто-то сказал «мяу»…», «Вот здесь, совсем рядом» Это реплики Щенка.
Сейчас они прозвучали отдельно. Конечно, в этом случае об общем направлении разговора можно догадаться. Но смысл диалога становится неясным. Поэтому очень важно, в какой последовательности реплики следуют в диалоге.
Когда при общении говорят несколько человек одновременно, не стараясь понять смысл высказываний собеседника – это диалогом уже назвать трудно. Вспомни, как кричат торговцы на рынке: каждый свое. Они не обращаются друг к другу. Это не диалог.
Люди общаются в диалоге для того, чтобы обменяться мнением и найти взаимопонимание. Так при каких же условиях диалог будет успешным?
- Первое условие: в разговоре должны участвовать два или несколько человек.
- Второе условие: каждый разговаривающий должен иметь возможность высказаться – произнести реплику.
- Третье условие: реплики участников диалога должны чередоваться в определенной последовательности.
- Четвертое условие: каждая последующая реплика должна быть ответом на предыдущую реплику собеседника.
- Пятое условие и самое главное: каждый участник диалога должен строить свои высказывания, прислушиваясь к своим собеседникам, стараясь понять, о чем говорят они.
Мы постоянно используем диалог в повседневной, обычной жизни. Диалог звучит и тогда, когда нужно спросить о чем-либо и получить ответ. И когда нужно убедить другого совершить какой-либо поступок. И когда необходимо уточнить мнение окружающих по какому-либо вопросу.
Само слово диалог пришло к нам из греческого языка. «Логос» по-гречески означает «слово, речь». А «диа» – два. Получается – «речь двоих».
Но из греческого языка к нам пришло еще одно слово, обозначающее вид речи – монолог. Значение части слова «лог», мы уже знаем. А что обозначает часть «моно»? Из этимологического словаря мы узнаем, что «моно» по-гречески означает «один». Значит монолог – это «речь одного».
А разве в общении мы используем речь одного? Конечно! Вспомни ситуации на уроке, когда учитель рассказывает о чем-либо всему классу. Или выступления государственных деятелей, например, президента страны. Можно вспомнить и артистов на сцене. Оказывается, в жизни много ситуаций, когда необходим монолог.
В монологе тоже есть участники: выступающий и слушатели. Только вот высказываться может один из всех – выступающий. У него очень сложная задача – говорить нужно так, чтобы слушатели всё поняли сразу. И всё потому, что у слушателей нет возможности уточнить что-либо: они только слушают.
Если говорит один – это всегда монолог. Но качество монолога зависит от выполнения нескольких условий:
- Первое условие: использовать в речи литературный стиль.
- Второе условие: свои мысли выражать четко и внятно, тщательно подбирая слова.
- Третье условие, очень важное: говорить так, чтобы произвести впечатление на слушателей, чтобы поняли и приняли твои мысли.
В школе ты часто бываешь участником и диалога, и монолога. Особенно ответственно, когда ты в монологе принимаешь роль выступающего: за это ты получаешь оценку. Но теперь ты владеешь некоторыми секретами и диалога, и монолога и значит, половина успеха у тебя уже есть! Осталось полшага до успешного ученика! Удачи!
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Отметьте вид речи.
Отметьте название вида речи, представленного в тексте:
- Бабушка-бабушка, я чья дочка?
- Ты Федина дочь, моего сыночка.
- Мой папа большой, совсем не сыночек!
- Сыночек. Брат четырёх моих дочек.
Подсказка: Вспомните признаки диалога:
– Каждый участник высказывается.
– Реплики следуют по порядку, друг за другом.
– Участвуют несколько человек.
– Каждая последующая реплика является ответом на предыдущее высказывание.
Правильный ответ: ДИАЛОГ
Задание. Поставьте номер в таблицу.
Поставьте номер текста в соответствующий столбец таблицы.
̶ Как тебя зовут?
̶ Малыш. Хотя по-настоящему меня зовут Сванте Свантесон.
– ̶ А меня, как это ни странно, зовут Карлсон.
— Всех важней, —сказала Ната, — Мама — вагоновожатый, Потому что до Зацепы водит мама два прицепа.
̶ Я лучше всех! — сказала иголка.— Посмотрите, какая я острая.
̶ Я лучше всех — сказал карандаш — Я рисовать умею.
—Нет, я лучше всех! Я писать умею, — сказала ручка.
Но тут выплывает кит:
«Садись на меня, Айболит,
И, как большой пароход,
Тебя отвезу я вперёд!»
— Какой же это индюшонок? — сказала утка. — Ишь как славно гребёт лапками, как прямо держится! Нет, это мой собственный сын! Да он вовсе и недурён, как посмотришь на него хорошенько!
– Не это ли квартира Мойдодыра?
Я рассердился да как заору:
– Нет! Это чужая квартира.
– Не могу вам сказать.
– Позвоните по номеру сто двадцать пять.
Подсказка: Прочитайте текст. Определите вид речи, который представлен в тексте. Вспомните признаки диалога и монолога
Источники:
http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/dialog-chto-eto.html
http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-dialog-i-monolog-klass-3937230.html
http://resh.edu.ru/subject/lesson/4225/conspect/