Что делать если проспал утренний намаз, восполнить пропущенное

Помня об этом, вы никогда не проспите утренний намаз

Всевышний Аллах предписал каждому совершеннолетнему мусульманину совершение пятикратного обязательного намаза. Хотя все пять намазов вменены в обязанность только совершеннолетним мусульманам, однако приучить детей к этому поклонению следует с семи лет, а с десяти лет родители должны обязать детей совершать намаз.

Все пять намазов являются очень ценными и важными. Ни один из них не заменяет другого, и кроме некоторых случаев, все эти намазы должны быть совершены в строго отведённый для этого отрезок времени. Например, утренний намаз должен быть совершён в отрезок времени между истинным рассветом и восходом солнца.

Определить время намазов нетрудно, особенно в наш век высоких технологий, когда для каждого региона и даже для каждого населённого пункта имеется своё расписание времени намазов. Никаких материальных или физических затрат это не требует.

Практически у каждого человека имеется на руках смартфон, на который в любом виде можно загрузить расписание, на том же аппарате имеются часы, будильник. Более продвинутые пользователи гаджетов могут установить на свои аппараты приложение, которое уведомляет о наступлении времени намаза и может даже оглашать азан.

Если посмотреть, ничего сложного в этом нет. Можно сказать, что с такими технологиями невозможно пропустить намаз. Однако на практике дело обстоит по-другому. К примеру, мы проспали утренний намаз. Но наши деды вставали на утренний намаз, не имея даже простого будильника, в большинстве случаев ориентируясь на крик петуха и т.п. Значит, дело в другом.

В одном из аятов Корана Всевышний Аллах говорит:

فَاصْبِرْ عَلَىٰ مَا يَقُولُونَ وَسَبِّحْ بِحَمْدِ رَبِّكَ قَبْلَ طُلُوعِ الشَّمْسِ وَقَبْلَ غُرُوبِهَا ۖ وَمِنْ آنَاءِ اللَّيْلِ فَسَبِّحْ وَأَطْرَافَ النَّهَارِ لَعَلَّكَ تَرْضَىٰ

(смысл): «Терпи же, о Мухаммад, что говорят они (называя тебя колдуном, лжецом…). И восславляй Господа твоего, вознося хвалу Ему до восхода солнца [утром] и до его захода, и в течение ночи, а также в начале и конце дня, чтобы ты достиг той награды у Аллаха, которой ты будешь доволен».

Имам Аль-Куртуби сказал: «Большинство муфассиров (комментаторов Священного Корана) согласны с тем, что в этом аяте Всевышний Аллах указывает на каждодневные пятикратные обязательные намазы: «до восхода солнца» – утренний намаз (фаджр); «до его захода» – послеобеденный намаз (ʻаср); «в течение ночи» – ночной намаз (ʻиша); «в начале и конце дня» – обеденный (зухр) и вечерный намаз (магриб). Потому что время обеденного намаза наступает в конце первой части дня, а солнце заходит в конце второй его части». («Тафсир Аль-Куртуби», 11/261)

Степень важности утреннего намаза выше, чем других намазов, она обусловлена временем его совершения, так как сон на рассвете самый сладкий, и человек, встающий вовремя для молитвы, отказывается от него ради намаза.

Конечно, пробуждение на утренний намаз очень тяжело для нас, особенно если мы допоздна смотрели телевизор, сидели в соцсетях… Поэтому знающие люди советуют ложиться спать как можно раньше, чтобы легче вставать на утренний намаз, и считают неправильным заниматься допоздна чем-то ненужным.

Ложась спать, необходимо предпринять все необходимые меры для того, чтобы проснуться на утренний намаз: совершить омовение, читать азкары, мольбы и суры Корана, на которые указал Пророк (мир ему и благословение Аллаха), и лечь, соблюдая все адабы отхода ко сну. Для полного комплекта хорошо будет ещё и завести будильник.

От Аль-Бара бин ‘Азиба (да будет доволен Аллах ими обоими) передаётся, что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал (ему):

إذا أتيت مضجعك فتوضأ وضوءك للصلاة، ثم اضطجع على شقك الأيمن وقل: اللهم أسلمت نفسي إليك، وفوضت أمري إليك، وألجأت ظهري إليك، رغبة ورهبة إليك، لا ملجأ ولا منجى منك إلا إليك، آمنت بكتابك الذي أنزلت، ونبيك الذي أرسلت. فإن مت مت على الفطرة، واجعلهن آخر ما تقول

«Когда захочешь лечь спать, соверши такое же омовение, какое совершаешь для намаза, затем ляг на правый бок и скажи:

«Аллахумма, инни асламту ваджхи иляй-ка, ва фаввазту амри иляй-ка ва альджаъту захри иляй-ка рагбатан ва рахбатан иляй-ка. Ля мальджаа ва ля манджа мин-ка илля иляй-ка! Аллахумма, аманту би-китаби-ка аллязи анзальта ва би-набиййи-кя аллязи арсальта«.

«О Аллах, я предался Тебе (привёл свою душу к покорности Тебе) и вручил Тебе дело своё (предоставил Тебе решать всё), положился на Тебя из стремления к тебе (стремления к получению награды от Аллаха) и из страха перед Тобой (перед наказанием в мире вечном). Нет убежища и нет спасения от Тебя, кроме обращения к Тебе! О Аллах, уверовал я в Твоё Писание, которое Ты ниспослал, и в Твоего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), которого Ты послал«.

Читать еще:  К чему чешется тыльная сторона правой ладони?

И если ты умрёшь этой ночью, то умрёшь в состоянии фитра (в присущем тебе от рождения состоянии, то есть в Исламе), а поэтому пусть эти слова будут последним, что ты скажешь в конце каждого дня». (Бухари)

Также передают со слов ‘Али и Аль-Бара бин ‘Азиба (да будет доволен ими Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ‘Али и Фатиме (да будет доволен ими обоими Аллах):

إذا أويتما إلى فراشكما، أو إذا أخذتما مضاجعكما فكبرا ثلاثا وثلاثين، وسبحا ثلاثا وثلاثين، واحمدا ثلاثا وثلاثين

«Когда уляжетесь в постель, говорите по тридцать три раза «Аллаху Акбар», «Субхана-Ллах» и «Аль-хамду ли-Ллях»». (Бухари)

‘Али (да будет доволен им Аллах) сказал:

فما تركته منذ سمعته من رسول الله صلى الله عليه وسلم، قيل له: ولا ليلة صفين؟ قال: ولا ليلة صفين

«И я всегда делал это с тех пор, как услышал эти слова от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)». Его спросили: «И даже в ночь перед битвой при Сиффине?» Он сказал: «И даже в ночь перед битвой при Сиффине».

От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся следующее:

أن النبي صلى الله عليه وسلم كان إذا أوى إلى فراشه كل ليلة جمع كفيه ثم نفث فيهما وقرأ فيهما: <قل هو الله أحد>و <قل أعوذ برب الفلق>و <قل أعوذ برب الناس>ثم مسح بهما ما استطاع من جسده، يبدأ بهما على رأسه ووجهه وما أقبل من جسده، يفعل ذلك ثلاث مرّات

«Каждую ночь перед тем как лечь в постель, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) смыкал кисти рук и поворачивал ладони к себе, потом поплёвывал на них (то есть имитировал лёгкие поплёвывания без выделения слюны) и читал суры «Аль-Ихляс», «Аль-Фалак» и «Ан-Нас», а потом проводил ладонями по всему телу, куда только мог дотянуться, начиная с головы, лица и всей передней поверхности тела, и делал это трижды». (Бухари, Муслим)

Есть также много других хадисов и асаров о том, что говорил в подобных случаях Пророк (мир ему и благословение Аллаха), а также сподвижники, шейхи, большие учёные… Однако не каждый из нас применяет это на практике.

Каждый желающий может их найти в книгах азкаров и дуа, ведь соблюдение всего, что передаётся от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), даёт очень весомый и приятный результат, который проявляется также в довольстве Всевышнего Аллаха. А если кто-нибудь не сможет делать это, пусть ограничится наиболее важным и тем, что будет ему по силам.

Но самое главное, если мы желаем вовремя встать на утренний намаз, необходимо осознать важность своевременного совершения намаза, так, чтобы это закрепилось в нашем подсознании. Ради какой-то ничтожной выгоды или прибыли этой жизни человек готов проводить бессонные ночи, но разве два ракаата намаза, которые лучше, чем весь этот мир, и то, что в нём, не достойны ещё более внимательного и трепетного отношения?

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,

поделитесь информацией с друзьями!​

Восполнение пропущенных намазов

Опуская «ужасающие последствия» по поводу невыполнения молитв, о которых разглагольствуют некоторые неквалифицированные и категорически настроенные индивидуумы, обратимся к сути вопроса, оставив за каждым человеком право выбирать, действовать и держать ответ самостоятельно за приверженность постулатам религиозной практики или ее полное отсутствие.

Восполнение молитвы (када’), не совершенной вовремя в отведенное для нее время, столь же обязательно, как и сама неукоснительность в выполнении пяти фардовых молитв. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Кто забудет об [обязательной] молитве, тот пусть совершит ее, когда вспомнит. Нет на нем искупления греха (кяффара), кроме как это [то есть совершение пропущенной молитвы, пусть даже с опозданием]»[1]. В своде хадисов Муслима говорится также и о проспавшем молитву, а у ан-Насаи – о том, кто пропустил ее по небрежности[2].

Исходя из теологического постулата «степень послабления зависит от степени сложности и вынужденности», каждая ситуация, связанная с затруднительностью выполнения обязательных молитв[3], рассматривается персонифицированно. И если соблюдение молитвенной практики столь невозможно, тогда, как только появится случай, необходимо восполнение, так как обязательная молитва – это долг человека пред своим Создателем. Религия дана человеку не в отягощение его жизни, а в облегчение ее. Всевышний Всеведущ. Как велика его милость, так и справедливо Его наказание.

Аспекты по теме

1. Относительно восполнения не совершенных вовремя молитв у богословов нет никаких разногласий. Для легкости человек может сделать намерение (ният) регулярно выполнять молитвы, пропущенные за весь тот период, когда он не молился, и с каждой обязательной молитвой совершать одну восполняемую[4]. Восполняются только ракяаты фарда. Если сравнивать значимость фардов восстанавливаемых молитв с сунной молитв, выполняемых вовремя, то первое будет намного важнее и весомее. Безусловно, наилучшим считается выполнение полного ежедневного намаза (сунна и фард), затем – восполняемых фардов. Что касается вопроса о том, совершать ли восполняемые молитвы до или после сегодняшних, то, с учетом других канонических положений, желательно совершать восполняемые молитвы до утренней, до или после полуденной, до послеполуденной, после вечерней и до или после ночной молитв.

Читать еще:  Где должна висеть икона в доме, где вешать?

Допускается совершение восполняемых молитв совместно с другими молящимися (джама‘атом)[5].

2. Если человек совершил молитву, полагая, что читает ее своевременно, а позже выяснилось, что время ее истекло, то нет необходимости перечитывать совершенную молитву-намаз. Таково мнение как ученых шафиитского мазхаба, так и богословов-ханафитов[6].

3. Лучше и правильнее с точки зрения Сунны совершить пропущенную молитву сразу, как только появится возможность[7].

В научных трудах есть упоминания о том, что лучшим временем для молитвы является именно ее временной промежуток в сутках, однако это касается того случая, когда человек протянул не совершенную вовремя молитву аж до следующего дня или когда у него много обязательных долговых молитв, которые он восполняет постепенно. В последней ситуации лучше, если он будет совершать долговые вместе со своевременными: утренняя с утренней, полуденная с полуденной и т.д., хотя может и в любое другое, позволительное для совершения молитвы время[8].

4. Если человек совершает подряд несколько пропущенных молитв, то верным и правильным будет чтение азана и икамата перед первой молитвой и чтение только икамата перед каждой из последующих. Такое мнение является наиболее распространенным у богословов всех четырех мазхабов[9]. Важно заметить, что чтение азана и икамата как перед своевременной, так и перед долговой молитвами является сунной, то есть желательным, похвальным действием.

5. Все ученые-богословы, кроме богословов-шафиитов, говорят об обязательности (вуджуб) совершения пропущенных нескольких молитв в обычной для них последовательности. Шафииты говорят о желательности (сунна)[10]. Безусловно, это касается тех случаев, когда нет опасения, что за время совершения пропущенных закончится временной промежуток той, что своевременна на данный момент.

Восполнять пропущенные молитвы можно в любое время, за исключением запретных временных промежутков, в течение которых молитва не совершается.

Кто должен восполнять, а кто – нет

1. Человек, осознанно ставший мусульманином, ничего из прошлого восполнять не должен. Единственное, если, например, приняв Ислам, он не сразу начал выполнять обязательную молитву или пропустил обязательный пост, то все это необходимо восполнить.

2. Если человек был абсолютно неверующим, но из числа «этнических мусульман», то, начав исполнение религиозной практики, он так же, как и неофит[11], ничего не восстанавливает.

3. В случае же, когда человек был носителем постулатов веры, но не соблюдал религиозную практику, необходимо все восполнить начиная с периода полового созревания.

Сочетание долговых молитв с дополнительными

По мнению богословов-шафиитов, при коллективном совершении дополнительных молитв, например «Таравих», человек при соответствующем намерении может восполнять свои долговые молитвы. Они считают, что главным в данном вопросе является схожесть формы совершения молитвы-намаза. То есть, к примеру, обычную обязательную (фард) молитву-намаз можно совершить с дополнительной молитвой (сунной) сообща (коллективно), независимо от того, кто какую выполняет. Каждый из молящихся проговаривает намерение на свою молитву[12].

Ученые ханафитского мазхаба говорили о том, что совершающий сунну (дополнительную молитву) может присоединиться к выполняющему фард (обязательную), но совершающий фард не может присоединиться к выполняющему сунну[13].

Молитва «Таравих» является дополнительной молитвой (сунна), поэтому, по мнению богословов-ханафитов, стоя за имамом, совершающим молитву «Таравих», можно сделать намерение на любую дополнительную, но только не на обязательную молитву (фард).

Что же касается практической стороны, то оба мнения обоснованны, поэтому поступать нужно по ситуации и в соответствии с мнением той группы ученых (то есть по мазхабу), заключениям которых человек следует в повседневной религиозной практике.

Путник и восполняемые намазы

Так как по данному вопросу нет однозначного ответа в Коране и Сунне, исламские богословы использовали косвенную аргументацию, в результате которой, в зависимости от того, на чем делался акцент, появилось два основных мнения.

Богословы ханафитского мазхаба, а вместе с ними и ученые-маликиты считали, что молитва восполняется так, в каком состоянии была пропущена. То есть, когда человек пропустил ее, находясь в положении путника, восполнять он ее должен будет именно в сокращенной форме, даже если в этот момент уже находится на месте постоянного пребывания. Если решил восполнить в пути молитву, которая была пропущена во время нахождения на месте постоянного пребывания, то четырехракяатные восполняются им тоже в четыре ракяата.

Богословы шафиитского и ханбалитского мазхабов в своем заключении сделали акцент именно на времени и месте совершения восполняемой молитвы. То, в каком состоянии она была пропущена, не принимается ими во внимание. Важно, каково положение восполняющего ее в момент совершения молитвы. Если он путник, то восполняет четырехракяатную молитву, пропущенную на месте постоянного пребывания, в два ракяата. Когда же молитва была пропущена в пути, а восполняется уже дома, то четырехракяатные так четырехракяатными и остаются[14].

Читать еще:  Бромокриптин отзывы для прекращения лактации

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 89, хадис № 597; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 7. С. 363, хадис № 2340; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 422, хадис № 1555, «сахих».

[2] См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 5. С. 135; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 423, хадис № 1556 «сахих»; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 7. С. 364, хадис № 2341; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 544, хадис № 9059, «сахих»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 2. С. 532, хадисы № 603, 604.

[3] Здесь речь идет только об обязательных (фардовых) пяти молитвах.

[4] См., например: Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 43.

[5] См., например: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 4. С. 249.

[6] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 774, 778.

[7] См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 90, пояснение к главе № 37.

[8] См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 249.

[10] См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 249; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1156, 1160.

[11] Неофит – новый приверженец определенной религии.

[12] Что касается «формы совершения, отличающейся от обычной», то это, например, погребальная молитва («Джаназа»), молитва по случаю солнечного затмения, праздничная молитва.

[13] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 223–227.

[14] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 136, 137.

ВОПРОС-ОТВЕТ

Проспал утренний намаз — Когда его возмещать?

Правила форума
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа «А это бид’а?» или «Можно ли?» не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом http://www.translit.ru/

PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время. Наберитесь терпения.

Проспал утренний намаз — Когда его возмещать?

Мир всем мусульманам!

Пожалуйста скажите, если я проспал время утреннего намаза и проснулся, когда уже солнце восходит, но полный восход еще не произошел, что следует сделать, дождаться полного восхода (читал когда-то, что когда солнце восходит нельзя совершать намазы) или же сразу помолиться?

Пожалуйста, удостоверьте свой ответ далилем!

Re: Проспал утренний намаз — Когда его возмещать?

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Кто забыл о молитве или проспал ее, то искупление этому будет совершение этой молитвы, как только он вспомнит о ней».
(приводит имам Муслим 1/477)
Подобная молитва не является восполняемой, поэтому намереваясь ее совершить, человек не должен думать, что он ее восполняет, он просто далает намерение на ее совершение.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал:
“Спящий и забывший о молитве, не являются теми, кто пропустил ее. И то, что они совершают молитву, когда вспоминают или просыпаются, не считается возмещением, ибо это и является временем для той молитвы, которую проспали или забыли”.
(см. “маджму’уль-фатауа” 23/335)
Вот тут так же говорилось об этом:
http://qa.whyislam.ru/viewtopic.php?f=21&t=793&p=3398&hilit#p3398

Нужно совершить молитву как проснулся или вспомнил вне зависимости от времени.
А что касается восхода солнца или заката, то в этом время не читается суннаты, науафиль (доп. молитвы), а что касается фарз намаза, то нужно прочитать, иначе например если ты пропустил начало времени аср, и встал уже тогда когда солнце закатывается, покраснело, то ждать пока оно закатиться — значит пропустить молитву. Поэтому читается намаз фард в то время как о нем вспомнил или проснулся.
Уа Ллаху а’Лям.

Источники:

http://islamdag.ru/vse-ob-islame/48574
http://umma.ru/vospolnenie-propushhennyh-namazov/
http://www.whyislam.to/forum/viewtopic.php?t=2176

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector