Чем взрослый отличается от ребенка – степень самостоятельности подростка

Самостоятельность подростка

Памятка для родителей подростков

«Самостоятельность в подростковом возрасте»

Cамостоятельность, казалось бы, такое знакомое слово, а как определить, что же это на самом деле такое? Обычно самостоятельным называют человека, который сам умеет:

  • ставить цели в различных жизненных сферах и добиваться их,
  • справляться с трудностями и принимать решения в важных ситуациях,
  • определять границы своих возможностей и просить необходимую помощь.

Известно, что самостоятельность ребёнок начинает осваивать ещё с раннего детства, и первые его шаги в самостоятельность — это первые, ещё не совсем уверенные движения к яркой игрушке. Но настоящий рывок самостоятельность делает в подростковом возрасте, в период кризиса, который обычно связывают с началом взросления. Это и понятно, ведь взросление опирается на растущую самостоятельность.

1-й этап. «Нужна ли мне самомстоятельность?», 5–6 класс

  • Становится непослушным,
  • сопротивляется проявлению заботы и контроля.
  • терпеливо проявлять внимание, участие,
  • акцентировать внимание на положительных качествах,
  • осуществлять поддержку,
  • повышать уверенность в себе,
  • обсуждать начало взросления.

2-й этап. «Требую самостоятельности, хотя не знаю, что это такое», 6–7 класс

  • Борется за свою независимость,
  • закрывается в комнате,
  • настаивает на правах, игнорирует обязанности,
  • часто не следит за своей речью, может обидеть.
  • Обсуждать необходимость равновесия прав и обязанностей (количество прав равно количеству обязанностей),
  • сохранять спокойствие при эмоциональных вспышках подростка,
  • прощать и отделять реальные чувства от слов, осуществлять поддержку,

3-й этап. «Пробую быть самостоятельным, хотя не очень умею», 8–9 класс

  • Есть своё мнение, не всегда верное,
  • считает именно своё мнение истинно верным,
  • не считается с мнением родителей, поступает так, как хочет,
  • есть стремление попробовать всё, что делают его сверстники и взрослые (покурить и т.д.),
  • считает, что он всё может, и с ним ничего не может случиться (не заботится о безопасности).
  • Аргументировать запреты,
  • обсуждать: если ты поступишь так, то какие будут последствия,
  • считаться с мнением подростка (иначе он не научится считаться с вашим),
  • не считать свою позицию на 100% правильной,
  • поддерживать его, хвалить (возможно, даже не совсем заслуженно, для повышения уверенности в себе),
  • не ругать его друзей или тех, с кем он встречается (бесполезно, вызовет только отрицание и негатив), если только тех, с кем он уже расстался или поссорился,
  • в спорах пытаться договориться.

4-й этап. «Проявляю самостоятельность», 9–11 класс

  • Прислушиваются к мнению родителей,
  • сами просят советов,
  • понимают свои реальные возможности,
  • пытаются сами договориться,
  • воспринимают какие-то черты, качества родителей как пример для подражания,
  • действуют самостоятельно,
  • переносят самостоятельность из семьи на профессиональную деятельность (учёба, работа).
  • Поддержать подростка в его начинаниях, завышать оценку его успехов (для мотивирования его к действию, ещё большим успехам),
  • предоставить ему право брать на себя ответственность за свои поступки, за свою жизнь,
  • минимизировать контроль,
  • быть внимательным к просьбам, самостоятельным решениям.

Р.S.: Я сторонник того, что каждый подросток уникален в своих проявлениях и самостоятельности тоже, поэтому данные этапы не стоит воспринимать очень конкретно и только так — всё очень индивидуально, но, думаю, полезные рекомендации можно найти.

Источник: По материалам статьи журнала «Школьный психолог», №6, 2009 год.

Ребенок, подросток, взрослый – в чем разница?

Среди женщин бытует мнение, что взрослые мужчины ничем не отличаются от детей малых. Вернее отличаются, но всего лишь размером желаний и величиной игрушек, но не более того. Мол, у маленького мальчика игрушечные машинки, а у взрослого мужика – личный автомобиль. Но суть ведь одна и та же. А и правда, в чем разница между ребенком и взрослым?

Известный женский афоризм: Взрослые от детей отличаются только размером игрушек и масштабом игрищ.

— Ты сына хочешь или дочь?
— Сына.
— И я.
— Тоже хочешь в железную дорогу поиграть?

анекдот из сети

Переосмысление: на самом деле развитые взрослые люди и дети кардинально отличаться друг от друга. И отличие это не во внешних проявлениях, не в покупках больших или маленьких игрушек, а во взглядах на жизнь и в понимании своего места в мире. Поэтому можно провести четкую грань между ребенком и взрослым.

Читать еще:  Как плести корзины из лозы для начинающих: плетение корзиночка

В отличие от распространенного мифа, на самом деле дети – совсем не милые ангелочки. Они – самые большие эгоисты. Они с удовольствием получают все, что им дают. Родители, бабушки и дедушки, учителя, просто чужие люди. Они – получатели во благо себя. Более того, ребенок требует такого отношения к себе. Он уверен, что родители должны давать ему конфеты по первому требованию. Он уверен, что все игрушки в мире должны быть куплены ему немедленно. Он уверен, что заслуживает абсолютного внимания мамы к нему, особенно, в период болезни. И так далее. И это правильно – родители должны обеспечивать маленького человечка жизненно необходимыми ему вещами в период детства, а также обеспечить его безопасность. Кроме того, они, вместе с социумом, должны научить его выносить свои качества «наружу», на пользу всем.

Дети рождаются с определенным набором векторальных качеств, которые находятся у них в зачаточном, архетипичном состоянии. У них есть свои врожденные программы, которым они следуют. Так, кожный ребенок в детстве может воровать. Для маленького кожника это совершенно нормально. Самое ужасное, что можно сделать- это бить за воровство. Так оно укрепится и укоренится в малыше.

Выросший же взрослый кожный человек, правильно развитый в детстве и подростковом возрасте, уже не испытывает наслаждение от воровства. Его желания лежат в другой сфере деятельности, например, в инженерии или юриспруденции. Если же маленькому кожнику не показать, что воровство наказуемо, или наказывать ремнем, то может вырасти преступник.

Кроме того, взрослые, в отличие от детей, берут на себя ответственность за собственную жизнь и за удовлетворение собственных желаний. Более того, они создают семьи и уже берут на себя ответственность за новые жизни, своих детей.

Конечно, бывает и другой вариант – человеку уже 40 лет, а он до сих пор ожидает от мамы и заботы, и безопасности, и счастья. Вот в таком случае он действительно «словно дитя малое». Он не смог реализоваться в жизни, не смог взять свою судьбу.

Ребенок, подросток, взрослый – почувствуй разницу

Самый сложный период в жизни человека – это подростковый возраст. Именно в этот период маленький эгоистический ребенок, который в детстве все получал для себя любимого, выходит в новую жизнь, когда полностью изменяется все вокруг него. Подросток начинает совсем по-другому ощущать жизнь – он впервые начинает ощущать себя по-новому, гормоны кипят. Впервые он начинает пытаться брать на себя ответственность за свои поступки. Начинается это с «нет, я приду не в 10 вечера» или «не скажу, куда и с кем пошла». Так человек пытается взять хоть какую-то ответственность на себя, избавиться от, как ему кажется, постоянного контроля. Не мешайте ему, но так же и не отпускайте полностью. Полный контроль в свои руки он взять пока не готов. Неудивительно, что подростковое время не всегда проходит гладко и спокойно.

Для того, чтобы понимать степень развитость взрослых людей, а также полностью развить все способности ребенка до подросткового возраста, можно познакомится с системно-векторной психологией Юрия Бурлана. Что делать, если вы застряли в архетипе? Как наполнить свои вектора? Как вырастить гармоничного ребенка, довольного своей жизнью? Об этом, и многом другом, на тренинге.
Здесь, в системном словарике есть понятия пубертата, развитости, архетипичности и т.д.

Особенности формирования самостоятельности у подростков
статья (психология) на тему

Самостоятельность является основой формирования творчества в деятельности субъекта, а творческая деятельность – это активное взаимодействие субъекта с окружающим миром, в результате которого он целенаправленно изменяет этот мир и себя и создает нечто новое, имеющее общественное значение. Поэтому будущее напрямую зависит от усилий школы: насколько хорошо она обеспечит развитие активности и самостоятельности учащихся в обучении.

Целостное педагогическое осмысление данной проблемы приводит к необходимости нахождения действенных путей для развития самостоятельности учащихся. Успешность этого процесса определяется многими факторами, среди которых наиболее важным является осознание учеником своих способностей, интересов, знание способов самостоятельной деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Новые цели образования предполагают формирование творческой личности, способной к самостоятельному определению способов своей деятельности. Качество образовательного процесса во многом определяется тем, в какой степени обучающийся является субъектом познания, проявляя в процессе обучения активность и познавательную самостоятельность.

Самостоятельность является основой формирования творчества в деятельности субъекта, а творческая деятельность – это активное взаимодействие субъекта с окружающим миром, в результате которого он целенаправленно изменяет этот мир и себя и создает нечто новое, имеющее общественное значение. Поэтому будущее напрямую зависит от усилий школы: насколько хорошо она обеспечит развитие активности и самостоятельности учащихся в обучении.

Читать еще:  Как обновить двери не меняя их, реставрация дверных коробок своими руками

Целостное педагогическое осмысление данной проблемы приводит к необходимости нахождения действенных путей для развития самостоятельности учащихся. Успешность этого процесса определяется многими факторами, среди которых наиболее важным является осознание учеником своих способностей, интересов, знание способов самостоятельной деятельности.

Современное общество требует от нынешнего поколения различных личностных качеств, одним из которых является самостоятельность – качество, помогающее человеку проявить себя в различных жизненных ситуациях, быстрее и лучше адаптироваться в социуме, а также сознательно и целенаправленно участвовать в разностороннем развитии собственной личности.

Самостоятельность проявляется на определённом этапе развития личности. Вершина этого качества достигается человеком при переходе на высшую ступень саморазвития – самообразования и самовоспитания, подразумевающих активную работу над собой, целенаправленное изменение себя в различных направлениях развития в соответствии с интересами самой личности и общества. Именно в самостоятельной личности обнаруживается сложное взаимодействие социального и личностного. Такой подход позволяет рассмотреть процесс формирования самостоятельности с учетом механизма социализации личности в процессе совместной деятельности и общения между учащимися.

В содержании понятия личность современная философия выделяет три компонента: индивидуальность, социальная роль, коммуникативность.

Жарова Л. В. определяет самостоятельность как – замечательное свойство человека – результат воспитания и самовоспитания. Она же – важнейшее условие самореализации личности, творческих возможностей.

М.А.Данилова, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, И.Т. Огородникова, П.И. Пидкасистого, М.Н. Скаткина и др считают, что самостоятельность является средством повышения осознанности и действенности изучаемого, результатом эффективной организации учебного процесса, показателем умственного развития школьников.

Рассматривая самостоятельность как интегративное свойство личности, современные исследователи подчеркивают, что ее интегративная роль выражается в объединении других личностных проявлений общей направленностью на внутреннюю мобилизацию всех сил, ресурсов и средств для осуществления избранной программы действий без посторонней помощи.

Самостоятельность ученика выражается, прежде всего, в потребности и умении самостоятельно мыслить, в способности ориентироваться в новой ситуации, самому видеть вопрос, задачу и найти подход к их решению.

Таким образом, несмотря на противоречивость в определении сроков, учёные единодушны в одном: самостоятельность – важнейшая характеристика личности; самостоятельность не может возникнуть в отрыве от других личностных свойств (произвольности, воли, целеустремленности), без самостоятельности личность не становится полноценной.

Особое значение процесс развития самостоятельности у личности приобретает в отрочестве, когда подросток начинает выделять себя в качестве объекта самопознания и самовоспитания.

Средний школьный возраст (от 9-11 до 14-15 лет) принято в психологии называть отроческим, или подростковым. Отрочество – период жизни между детством и взрослостью. Процесс формирования новообразований, отличающих подростка от взрослого, растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и «детское», и «взрослое».

В подростковом проявляются: стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание иметь близких друзей и жить с ними общей жизнью и одновременно; желание быть принятым, признанным, уважаемым сверстниками благодаря своим индивидуальным качествам, расширяется и содержание понятия «учение». Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы и профессиональных намерений, идеалов и самосознания. Учение для многих приобретает личностный смысл и превращается в самообразование.

Самые существенные изменения происходят в личностной сфере. Многие психологи говорят также о взрослости в познавательной сфере и интересах – интеллектуальной взрослости: она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы (кружки, факультативы, секции и т.д.).

Самооценки подростка легко формируются в общении со сверстником. В подростковом возрасте представления о себе расширяются и углубляются, возрастает самостоятельность в суждениях о себе, но дети очень различаются по степени знания себя и адекватной самооценки. У многих подростков она завышена, и уровень их притязаний к родителям, учителям, сверстникам выше реальных возможностей. Особо подросток заботится о собственной самостоятельности, независимости. Чем старше подросток, тем шире сфера претензий на самостоятельность; большинство хотят выразить свое «Я» в оценках, суждениях, поступках. В этом возрасте начинается формирование собственных позиций по ряду вопросов и некоторых жизненных принципов, что свидетельствует о появлении самовоспитания.

Таким образом, подростничество – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем – это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы самостоятельности, нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. В данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию – это самопознание, самовыражение и самоутверждение.

Читать еще:  Какой заговор читают на ложку загребушку: серебряная ложечка в кошелек

В нашей стране возник устойчивый спрос на самостоятельную, активную, инициативную личность. Поэтому процесс формирования самостоятельности должен строиться поэтапно и продолжительно. В процессе обучения школьники достигают все более высокого уровня самостоятельности; задачи, стоящие перед ними, усложняются и расширяются.

Процесс развития самостоятельности подростка сложен и противоречив. Главными причинами являются возрастные и индивидуальные возможности ребенка (обучаемость, особенности волевых процессов), педагогические, социальные условия (влияние семьи, направленность и уровень обучения в школе ценностные ориентации одноклассников и др.). В зависимости от того, как ученик умеет пользоваться полученными знаниями, выделяют три уровня самостоятельности: копирующий, воспроизводящий и творческий. Тогда критериями выделения уровней могут быть: степень сформированности знаний и умений; содержание и устойчивость мотивации; отношение школьников к учебной деятельности, ее нравственные основы.

Самостоятельность в общепринятом значении – это независимость, способность и стремление человека совершать действия или поступки без помощи других. Стать самостоятельным – объективная необходимость и естественная потребность ребенка. Предпосылки развития самостоятельности отнюдь не гарантируют успешное формирование у подрастающего человека этого качества. Доказано, что без знаний и умений нет самостоятельности в обучении.

Самостоятельность – это не только отсутствие помощи учителя, внешних опор, но и своеобразие, оригинальность, способность по-своему, интересно решать ту или иную задачу. Развивается такая самостоятельность там, где есть свобода действий, возможность выбора, право высказывать свои мысли, независимые суждения, совершать нравственные поступки.

Острую актуальность в настоящее время приобретает нравственная сторона самостоятельности детей и взрослых. Процесс овладения знаниями и умениями связан с формированием нравственных мотивов и поступков, постоянным упражнением ребят в приложении своих сил. Нравственная направленность самостоятельности ребенка в значительной степени обусловлена той атмосферой, которая царит в семье, школе, обществе. Особенно важную роль играет поведение взрослых (родителей, учителей, руководителей школы), их отношение к своему делу, к деятельности и поступкам учащихся.

Развивая самостоятельность школьников в процессе обучения, мы должны иметь в виду все ее компоненты и ориентироваться на конечный результат – цельную гуманную личность.

Таким образом, благоприятным условием формирования самостоятельности является организация педагогического процесса и общения, имеющая личностную направленность, учитывающая особенности подросткового возраста, являющаяся условием развития самостоятельности, как интегрального качества личности, которое начинает развиваться в подростковом возрасте.

Организация педагогического общения, осуществляемая через создание ситуаций, позволяющих учащимся мотивировать свою учебную и внеучебную деятельность, проявлять активность и ответственность, в ходе её выполнения, способствует развитию самостоятельности подростков.

Вся воспитательная работа должна строиться на основе неразрывного единства знаний, убеждения и действия, слова и дела. Школа обязана вырабатывать внутреннюю потребность жить и действовать по принципам морали.

При формировании самостоятельности у подростков решаются важные задачи развития, не только приобретение знаний и умений на достаточно высоком уровне, но и умение учащихся самостоятельно ставить задачу, определять план и способы её решения. При решении познавательных и практических действий формируются ценные качества: активность, ответственность, целеустремленность, организованность. Опыт учителей определяет многообразие подходов к организации самостоятельной работы школьников через различные приёмы, виды и формы работы, что способствует формированию самостоятельности. При этом педагогический процесс становится не просто познавательным и интересным, но и продуктивным.

Для развития самостоятельности нужны не только ситуации повышенного напряжения, но и поддержка, ситуации успеха. Присвоенные и проверенные в собственном опыте знания снимают у подростка состояние тревожности, неуверенности, беспокойства не только в учебном процессе, но и в отношениях с окружающими людьми, предметами, явлениями природы. Вот почему педагоги давно осознали необходимость воспитания у школьников самостоятельности как свойства деятельности и как черты личности.

Важнейшим моментом новой социальной позиции подростка оказывается осознание им своего Я, которое проявляется в формировании самооценки, в отношениях со сверстниками и взрослыми, в повышенном интересе к собственной личности и потребности в оценке своих личностных качеств. Формирование самосознания, отношение к себе как к самостоятельной личности являются существенной характеристикой любого подростка. Возникает одно из основных противоречий этого возраста – между возросшим ощущением самостоятельности, взрослости и психическими возможностями подростка.

Развитие собственной социальной компетентности – достаточно трудная задача для подростков, так как высокая потребность подростков в общении вступает в противоречие с элементарным неумением общаться, слушать другого человека, поддерживать разговор, выражать свои чувства, реагировать на критику и критично оценивать высказывания и действия других людей.

Источники:

http://samopoznanie.ru/articles/samostoyatelnost_podrostka/
http://100k.net.ua/pr/110-no/150-rebenok-podrostok-vzroslyj-v-chem-raznitsa
http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2013/05/27/osobennosti-formirovaniya-samostoyatelnosti-u-podrostkov

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector