Александр демьяненко фильмография — шурик актер биография

Александр Демьяненко

Биография

Александр Сергеевич Демьяненко родился 30 мая 1937 года в Свердловске, СССР (Россия).

Отец Александра, выпускник ГИТИСа, работал преподавателем актерского мастерства, потому его знакомство с театром произошло еще в дошкольном возрасте. Однако, несмотря на это увлечение и многолетние занятия в кружке самодеятельности, окончив школу в 1954 году, Александр поступил на юридический факультет в Свердловский университет. Свою ошибку Александр осознал год спустя, после чего вместе с друзьями отправился в Москву, где с первой попытки, без каких-либо проблем поступил в ГИТИС. [читать далее]

Кинодебют Александра состоялся за год до окончания ГИТИСа, в военной драме «Ветер» (1958). Это работа сразу же привлекла к актеру внимание режиссеров. Закрепить успех Демьяненко удалось три года спустя, сыграв одну из главных ролей в драме «Мир входящему» (1961). Картина, отмеченная премиями на венецианском фестивале, пользовалась успехом не только на территории СССР, но и за рубежом.

Узнаваемость на территории СССР пришла к актеру после выхода фильмов «Взрослые дети» (1961) и «Карьера Димы Горина» (1961). Приблизительно в это же время, актер покинул театр имени Маяковского, и сосредоточился на работе в киностудии «Ленфильм».

Достаточно успешными вышли картины «Сотрудник ЧК» (1963) и «Государственный преступник» (1964) с участием Демьяненко, однако настоящий успех ждал актера впереди.

Всесоюзная популярность пришла к Александру Демьяненко в 1965 году, после выхода на экраны культовой комедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965). Менее чем через два года Гайдай поставил и продолжение приключений Шурика, вышедшее под названием «Кавказская пленница, или новые приключения Шурика» (1966). Появился «Шурик» и еще в одной картине Гайдая — «Иван Васильевич меняет профессию» (1973). Все эти картины вошли в «золотой фонд» советского кинематографа.

Однако радость Демьяненко, вызванная столь оглушительным успехом, вскоре сменилась печалью. Запоминающийся образ Шурика оказался для актера своего рода якорем, не позволяющим ему выйти, за определенные образом рамки. Несмотря на то, что окончательно избавиться от этого груза, актеру так и не удалось, несколько интересных образов он все же создал. Яркими примерами подобных работ являются роли Наума Бирмана в картине «Учитель Пения» и роль приказчика Ивана Сохатого в картине «Угрюм-река».

До конца девяностых Александр продолжал работать в театре, сниматься в кино и на телевидении. Был одним из лучших голосовых актеров, работал над дублированием «Мертвый сезон» (1968), «Враг государства» (1998) и «Тарзан» (1999). В 1968 году срежиссировал короткометражку «Святая ложь», которая была показана на ленинградском телевидении. В последние годы своей жизни играл одну из главных ролей в телевизионном сериале «Клубничка» (1997).

Александр Демьяненко скончался 22 августа 1999 года, после продолжительной болезни. Похоронили актера на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге. Жена актера, режиссер дубляжа Людмила Демьяненко (1940-2005), похоронена рядом с ним шесть лет спустя.

Александр Демьяненко

В сенародный любимец и обаятельный остряк Александр Демьяненко прожил половину жизни в тени своего героя Шурика из комедий Леонида Гайдая. Однако актер был не только идеальным юмористическим персонажем: в его биографии есть и романтические амплуа, и роковые образы, и съемки в фестивальном кино.

Свердловск. Юность

Александр Демьяненко родился 30 мая 1937 года в Свердловске. Его отец был выпускником ГИТИСа, участником знаменитой театрально-агитационной группы «Синяя блуза», гастролировавшей в СССР в 1920-е годы. Поэтому артистический путь сына во многом оказался предопределен — авторитет отца был огромным.

Читать еще:  Как правильно отказать человеку чтобы не обидеть, как отказаться от поездки?

В юности Александр Демьяненко не только часто ходил на спектакли (его отец работал режиссером в оперном театре), но и занимался в кружке художественной самодеятельности при Дворце культуры. Здесь, в «народном театре», актер и сыграл свои первые роли. Также молодой Демьяненко учился в музыкальной школе по классу фортепиано и занимался вокалом: в старших классах пел прекрасным поставленным низким баритоном.

В 1954 году в Свердловске работала приемная комиссия МХАТа. Семнадцатилетний Александр пробовал сдать экзамен, но от волнения провалился. Поэтому он остался в родном городе и поступил на юридический факультет Свердловского университета. Однако уже через год Демьяненко вместе с друзьями отправился в Москву — снова поступать в театральный. На вступительных экзаменах он читал стихотворение «Хорошая девочка Лида» Ярослава Смелякова — то самое, которое позже декларировал в новелле «Наваждение» («Операция «Ы» и другие приключения Шурика»).

Из Москвы родители Демьяненко получили телеграмму: «Победа! Принят в ГИТИС и Щукинское. Остаюсь в ГИТИСе». Так Александр Демьяненко стал москвичом на непродолжительное время и актером — уже на всю жизнь.

Москва. ГИТИС

Прилежанием в учебе Демьяненко не отличался. Давали о себе знать две уникальные черты его характера — крайняя необщительность и эксцентричность. В сочетании они сформировали человека, который, оставаясь закрытым к окружающим, был всегда способен на дерзость и необдуманный поступок. Александр часто уезжал в родной Свердловск или Ленинград, где в театральном институте училась его одноклассница и подруга по театральному кружку Марина Склярова. Тем не менее Демьяненко не отчисляли. Принимая сложность своего студента, профессор ГИТИСа Иосиф Раевский ограничился личной просьбой: не пропускать занятия, на которых учили актерскому мастерству.

К молодому Демьяненко судьба была благосклонна. Уже на втором курсе он дебютировал в большом кино, исполнив роль в картине Александра Алова и Владимира Наумова «Ветер». Так появилось его первое экранное амплуа — хрупкий интеллигентный юноша, способный на подвиг.

В 1959 году Демьяненко окончил ГИТИС и начал играть в Театре имени Владимира Маяковского. Он часто получал предложения о съемках и за два года снялся в полюбившихся зрителю фильмах — «Все начинается с дороги» (1959) и «Карьера Димы Горина» (1961). Работу актера в картине Алова и Наумова «Мир входящему» (1961) оценили и за пределами СССР — фильм получил специальный приз жюри на Венецианском кинофестивале.

На пике своего романтического амплуа Демьяненко был очень популярен: его узнавали на улицах, в каждом киоске «Союзпечати» продавались актерские открытки с фотографией Александра (тогда еще натурального брюнета). Тем не менее бытовая и личная неустроенность, которыми Демьяненко тяготился всю свою жизнь, взяли свое. Он решил покинуть Театр Маяковского и переехать в Северную столицу: в «Ленфильме» актеру предлагали квартиру. К тому же в Ленинграде жила Марина Склярова — будущая жена Демьяненко.

О решении бросить хороший московский театр ради квартиры и кинокарьеры Александр впоследствии очень жалел. «Дурной был, дурной», — вспоминала его слова вдова актера. Серьезных театральных ролей у Демьяненко больше не было: в зрелые годы он участвовал только в комедийных и антрепризных спектаклях.

Читать еще:  Медовая заправка для салата

Ленинград. Шурик

В начале шестидесятых годов Демьяненко был крайне востребован в кино. Первый же «ленинградский» фильм с его участием — «Порожний рейс» (1962) — получил второй приз на Московском кинофестивале. В это время актер играл две-три большие кинороли в год.

Судьбоносным в карьере и жизни Александра Демьяненко стал 1964 год. На роль подрабатывающего на стройках студента Эдика в фильме «Несерьезные истории» пробовался весь цвет советской комедии: Сергей Никоненко, Александр Збруев, Валерий Носик и даже молодой Евгений Петросян. Велись переговоры и с Андреем Мироновым. Но Леонид Гайдай, всегда доверявший интуиции, медлил. Говорили, что режиссер вспомнил о парне, сыгравшем в «Карьере Димы Горина» и сам отправился на поезде в Ленинград. Эксцентричный и искрометный на публике, но закрытый и молчаливый в жизни, Гайдай нашел в Демьяненко больше, чем подходящего артиста, — свое второе «я». Так Эдик стал Шуриком и начались съемки фильма, которому предстояло стать визитной карточной Демьяненко — «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».

Актер вспоминал, что сразу поверил и в успех картины, и в режиссерское распределение. «Мне не пришлось играть Шурика, — говорил он, — просто существовал в предлагаемых обстоятельствах. Мы с Шуриком были похожи в отношении к жизни, к людям…» Однако большой радости от нового амплуа Демьяненко не испытывал. На площадке мешали общей работе его нелюдимость, критический взгляд на новых людей: «Я и с Алексеем Смирновым, игравшим громилу Федю, избегал общения. Он казался мне человеком неуправляемым, капризным, даже завистливым, с очень специфическим пониманием доброты. Не монтировались мы и с Моргуновым. С Никулиным и Вициным контакта тоже не получалось, потому что они гораздо старше, у них другие интересы, взгляд на актерство», — рассказывал Демьяненко.

Комедия «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» вышла на экраны в 1965 году и стала лидером советского проката. В кинотеатрах фильм посмотрели 69,6 миллиона зрителей, то есть каждый четвертый житель СССР. Еще больший успех имела следующая совместная работа Демьяненко и Гайдая — «Кавказская пленница» (1967). Комедию увидели 76,5 миллиона человек.

Билеты на сеансы распродавались за несколько дней вперед, а Александр Демьяненко стал не просто известным актером, а всенародным любимцем — к нему обращались как к давнему знакомому, вечно совали бумажки для автографов, угощали в пивных и кафе. В год выхода «Кавказской пленницы» Демьяненко исполнилось 30 лет.

Неофициальным экранным продолжением образа Шурика стала комедия «Иван Васильевич меняет профессию» (1973), где Демьяненко снова сыграл решительного чудака, эдакого вечного студента.

После громкого успеха Александра Демьяненко в нем что-то сломалось: нелюдимость стала почти болезненной, он все больше тяготился выходом на публику. Тяжелый период принес и перемены личного характера: Демьяненко ушел от Марины Скляровой и женился на Людмиле Неволиной, ассистентке дубляжа с «Ленфильма», с которой и прожил до конца жизни. Третьей «женой» для Демьяненко была машина — он всегда с большим удовольствием проводил время в гараже.

Петербург. Уход из большого кино

В конце 80-х Александр Демьяненко ушел со студии «Ленфильм». На какое-то время его основной деятельностью стал дубляж. Его голосом в прокате заговорили Донатас Банионис, Жан-Поль Бельмондо, Омар Шариф и Роберт де Ниро.

В эти же годы Демьяненко вернулся на сцену, но уже в комическом амплуа. Его приняли в труппу Театра комедии имени Акимова, затем — в театр «Приют комедианта».

Читать еще:  Трикотажный шов на швейной машине janome

В 1995 году стартовал самый известный телевизионный проект с участием актера — один из первых отечественных ситкомов «Кафе «Клубничка». Демьяненко снова обрел популярность, но вновь будто благодаря фильмам Гайдая. «Это же тот самый Шурик!» — нередко восклицали зрители и коллеги. Актер, которому было уже сильно за пятьдесят, горячился: «Вам Шурика? Ну и идите к Шурику! Я — Александр Сергеевич Демьяненко».

В девяностые у Демьяненко начались проблемы с сердцем. Коллеги объясняли их той самой мнительностью и привычкой глубоко и долго переживать жизненные невзгоды. Его театральный партнер — Михаил Светин — вспоминал, что часто прямо во время спектаклей Демьяненко вынужден был принимать нитроглицерин.

По настоянию врачей Александр Демьяненко готовился к коронарографии, но до операции на сердце не дожил. Он умер 22 августа 1999 года в возрасте 62 лет.

За свою жизнь Александр Демьяненко сыграл более 300 ролей.

Александр Демьяненко Дата рождения: 30.05.1937 Место рождения: Свердловск

Умер 22 августа 1999 года.

Окончил ГИТИС в 1959 году.

Народный артист РСФСР (1991)

Фильмография: Актер

  • Содержанка (1998)
  • Клубничка (1997), сериал
  • История про Ричарда, Милорда и прекрасную Жар-птицу (1997)
  • Воздушный экспресс (1993-2001)
  • Дом (1995)
  • Рэкет (1992)
  • Семь сорок (1992)
  • Игра на миллионы (1991)
  • Белые одежды (1991), сериал
  • И черт с нами! (1991)
  • Каталажка (1990)
  • Потерпевший (1990)
  • Светлая личность (1989)
  • Чародейная ночь (1989)
  • Муж и дочь Тамары Александровны (1988)
  • Баллада о старом оружии (1986)
  • На острие меча (1986)
  • Лиха беда начало (1985)
  • Сон в руку, или Чемодан (1985)
  • Три процента риска (1985)
  • Милый, дорогой, любимый, единственный (1984)
  • Сказки старого волшебника (1984)
  • Зеленый фургон (1983)
  • Место действия (1983)
  • Эхо дальнего взрыва (1983)
  • Варварин день (1982)
  • Моя любовь — Революция (1982)
  • За счастьем (1982)
  • Не ждали, не гадали (1982)
  • Девушка и Гранд (1981)
  • Пропавшие среди живых (1981)
  • Товарищ Иннокентий (1981)
  • Никудышная (1980)
  • Встреча в конце зимы (1979)
  • Жена ушла (1979)
  • Летучая мышь (1979)
  • Завтрак на траве (1979)
  • Приключения маленького папы (1979)
  • Соловей (1979)
  • Все решает мгновение (1978)
  • По улице комод водили (1978)
  • По улице комод водили. (1978)
  • Встреча в конце зимы (1978)
  • Журавль в небе (1977)
  • Одиннадцать надежд (1975)
  • Единственная (1975)
  • Незнакомый наследник (1974)
  • Последний день зимы (1974)
  • Странные взрослые (1974)
  • Иван Васильевич меняет профессию (1973)
  • Ни слова о футболе (1973)
  • Открытая книга (1973)
  • Здравствуй и прощай (1972)
  • Последние дни Помпеи (1972)
  • Приваловские миллионы (1972)
  • Учитель пения (1972)
  • Драма из старинной жизни (1971)
  • Даурия (1971)
  • Миссия в Кабуле (1971)
  • На даче (1971)
  • Найди меня, Леня! (1971)
  • Война под крышами (1970)
  • Мой добрый папа (1970)
  • Завтра, третьего апреля (1969)
  • Невероятный Иегудиил Хламида (1969)
  • Рокировка в длинную сторону (1969)
  • Угрюм-река (1969)
  • Сколько лет, сколько зим! (1966)
  • Не забудь. станция Луговая (1966)
  • Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1966)
  • Операция «Ы» и другие приключения Шурика (1965)
  • Возвращенная музыка (1964)
  • Государственный преступник (1964)
  • Пока фронт в обороне (1964)
  • Каин XVIII (1963)
  • Молчат только статуи (1963)
  • Первый троллейбус (1963)
  • Порожний рейс (1963)
  • Сотрудник ЧК (1963)
  • Бей, барабан! (1962)
  • Вечера на хуторе близ Диканьки («Ночь перед рождеством») (1961)
  • Взрослые дети (1961)
  • Мир входящему (1961)
  • Карьера Димы Горина (1961)
  • Все начинается с дороги (1959)
  • Ветер (1958)

Источники:

http://www.kinonews.ru/person_402/aleksandr-demyanenko
http://www.culture.ru/persons/1535/aleksandr-demyanenko
http://russia.tv/person/show/person_id/1924/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector
×
×
×
×