Актер игравший бабу ягу в советских сказках — Георгий милляр биография

Георгий Милляр, биография, новости, фото

Имя: Георгий Милляр (Georgy Millyar)

Отчество: Францевич

День рождения: 7 ноября 1903

Место рождения: Москва

Дата смерти: 4 июня 1993 (89 лет)

Причина смерти: узнать воспаление лёгких

Место погребения: узнать Москва, Троекуровское кладбище

Рост: 164 см

Знак Зодиака: Скорпион (характеристика)

Восточный гороскоп: Кролик

Карьера: Российские актеры 205 место

Биография Георгия Милляра

Детство

Георгий Милляр появился на свет 7 ноября 1903 года в Москве, в Российской империи. Отец, Франц де Милье, происходил из марсельского аристократического рода. По профессии был инженером, консультировал русских по вопросам строительства мостов. Мать, Елизавета Алексеевна Журавлева, была дочерью иркутского золотопромышленника.

Семья была богатой, имела огромную квартиру в центре Москвы и две дачи — в Подмосковье и Геленджике.

Франц де Милье умер в 1906 году в Ялте. Но детство будущего актера, лишившегося отца в три года, все же было счастливым.

Георгий был домашним ребенком, изучал французский и немецкий, музыку (особенно любил Шаляпина), много читал. Тетя, известная театральная актриса, водила мальчика в театр.

В 7 лет мальчик впервые проявил склонности к актерству. Разрисовав лицо, он вышел в таком виде к домашним и попытался напугать их. Но вместо этого все развеселились.

С приходом советской власти эта идиллия подошла к концу. В Москве начались волнения, и мать от греха подальше увезла ребенка в Геленджик. Французскую фамилию оба сменили на более приземленное «Милляр».

Театр

Но образования Георгию все же не хватало, поэтому он вернулся в Москву и обнаружил, что их подмосковная дача экспроприирована в пользу государства, а в просторной московской квартире им оставили всего одну комнату. В этой комнате актер жил до 1973 года.

Он поступил в актерскую школу при театре Революции (сейчас это театр им. Маяковского), в котором прослужил до 1938 года. Среди его театральных работ — аптекарь в «Ромео и Джульетте» и Граф Людовико в «Собаке на сене». Из-за проблем с дикцией Георгию не доверяли главных ролей, но страсть к актерству и врожденный талант превращали в феерию даже короткие выходы на сцену.

Работа в кино

Но настоящей легендой его сделало многолетнее сотрудничество с режиссером Александром Роу. В каждом его фильме Милляр играл по 2, а то и по 3 главные роли, всего же сыграл 30 ролей в 16 сказках.

Первые пробы у Роу Милляр провалил — переволновался. Зато в следующий раз получил роль Царя Гороха в киносказке «По щучьему веленью» (1938).

Личная жизнь Георгия Милляра

В 1925 году он женился на театральной актрисе. Очевидно, Милляр питал к жене слабый интерес, поскольку на каком-то этапе у него возникла мысль, что с ним не все в порядке. Он проверился у врача, и тот сказал: «Как мужчина, дружок, ты в полном порядке. А вот детей у тебя никогда не будет». Вскоре после этого жена забеременела. Актер понял, что ему изменяют, и подал на развод. Почти всю жизнь он прожил с мамой.

Когда Елизавета Алексеевна умерла, Роу подыскал ему жену — 60-летнюю Марью Васильевну, одинокую женщину с двумя детьми. После загса молодожены поехали на съемки фильма «Варвара-краса, длинная коса» (1969). Вдоль реки выстроились накрытые столы, съемочная группа чествовала молодых. Режиссер понимал, что женить актера нужно быстро и решительно — без женщины он пропадет.

Милляр не занимался партийной работой, не ходил на заседания. Дружил не с начальством, а с работниками студии: осветителями, гримерами, костюмерами. Советская власть Милляра тоже особо не почитала. Ему не дарили машин, не приглашали на торжества. Но и угрозы в нем тоже не видела, а потому не преследовала. Зато простые люди обожали актера.

Только в 1973 году ему с женой дали двухкомнатную квартиру на 18 этаже, далеко от метро. Звание Заслуженного артиста Милляр получил в 1988 году, к 85-летию.

Смерть

Когда в 1999 году ушла из жизни Марья Васильевна, многие личные вещи Милляра были выброшены на свалку. Лишь небольшую часть удалось передать в Музей кино.

Через 10 лет после смерти Милляра свет увидел документальный фильм «Георгий Милляр – и в сказке, и в жизни».

Георгий Милляр

Биография

Георгий Францевич Милляр – известнейший актер театра и кино, Народный артист РСФСР. Он родился в начале прошлого века, 7 ноября 1903 года, в Москве. Его отец Франц де Милье был инженером: он прибыл из Франции в Россию для того, чтобы консультировать русских рабочих в области мостостроения. Здесь Франц де Милье познакомился с дочерью иркутского золотопромышленника Елизаветой Журавлевой, которой сделал предложение.

Актер Георгий Милляр

Семья была довольно обеспеченной, и родившийся Георгий ни в чем не испытывал нужды. К сожалению, счастье молодоженов было недолгим – в 1906 году отец Георгия умер. После кончины мужа Елизавета со своим сыном продолжала жить в достатке. У них была роскошная квартира в Москве, две дачи (в Подмосковье и Геленджике). Для обучения ребенка языкам, музыке, литературе были наняты гувернантки.

В то время тетя Георгия была известной театральной актрисой, благодаря которой мальчик в столь раннем возрасте познакомился с театром. Любовь к искусству будущему актеру прививали с детства – он имел возможность услышать выступления Шаляпина, Неждановой, Собинова. Неудивительно, что Георгий и сам пытался примерить на себя роль лицедея, устраивая для своих родных домашние представления.

Читать еще:  Бренди и коньяк в чем отличие

Георгий Милляр в детстве

В 1914 году беззаботное детство кончилось вместе с началом нового периода для страны. Предреволюционные волнения заставили мать увезти сына из неспокойной Москвы в Геленджик, где проживал его дед. После прихода к власти большевиков семья осталась без средств к существованию – революционеры отняли у них и квартиру в Москве, и подмосковную дачу. Елизавете с сыном теперь была положена лишь одна комната в коммуналке, в которую превратилась их огромная столичная квартира. В этот же период семейную фамилию предусмотрительно подправили с де Милье на Милляр. В дальнейшем Георгий Францевич старался не упоминать о своем происхождении и даже в анкетах не сообщал о своем превосходном владении немецким и французским языками.

Георгий Милляр в молодости

Окончив школу в Геленджике, Георгий Милляр устроился на роботу в местный театр простым бутафором. Молодой человек исполнял все свои обязанности на совесть, но его не покидала мечта стать настоящим артистом. Звездный час Милляра настал, когда в 1920 году исполнительница роли Золушки не смогла прибыть на спектакль из-за болезни. Ее то и заменил старательный бутафор, причем получилось это у него великолепно.

В 1924 году поднаторевший артист-самоучка перебрался в Москву, где поступил в нынешний Театр имени Маяковского, который на тот момент именовался Школой юниоров при Московском театре Революции. В 1927 году Георгия Францевича, окончившего учебу, приняли в труппу Московского театра Революции. В составе коллектива он проработал вплоть до 1938 года.

Театральная карьера Милляра складывалась наилучшим образом, но в 1941 году он покинул труппу – актер решил попробовать себя в кинематографе.

Фильмы

Работа Георгия Милляра в кино началась с небольших эпизодических ролей. А вот первую свою крупную роль актер получил в фильме-сказке Александра Роу «По щучьему велению» (1938). Он сыграл царя Гороха. Эта лента стала дебютной и для Роу, но говорящая щука, самоходная печь, ходящие задом наперед гуси настолько понравились зрителям, что режиссеру моментально поступил заказ на следующую сказку.

Георгий Милляр в фильме “По щучьему веленью”

Следом была снята картина «Василиса прекрасная», где Георгий Милляр великолепно воплотил образ Бабы-Яги. Отдать женскую роль мужчине было самым верным решением, ведь, как говорил сам артист, ни одна женщина не позволила бы показать себя такой страшной на экране. Над образом Бабы-Яги Милляр работал самостоятельно – он наблюдал за женщинами преклонного возраста, перенимая у них мимику, походку, жестикуляцию. Кроме страшной старухи Милляр сыграл в фильме еще две роли, но в титрах был указан лишь раз.

В 1941 году на «Союздетфильме» приняли решение снять сказку с патриотическим окрасом «Конец Кощея Бессмертного». В образе Кощея создатели ленты видели исключительно Георгия Францевича, который долго не соглашался на съемки, сомневаясь в своих силах. Однажды на обсуждение эпизодов фильма актер явился с полностью обритой головой и без бровей. Так Милляр делал всегда на съемках, чтобы облегчить работу гримерам. Стало понятно – артист готов сниматься. Премьера сказки с аншлагом состоялась в День Победы.

Георгий Милляр в фильме “Василиса Прекрасная”

Впоследствии Георгий Милляр стал самым «сказочным» актером в мире. Он блестяще сыграл множество негативных персонажей, воплощал образы ведьм, оборотней, чудищ и других представителей «сил тьмы». Бабу-Ягу артист в общей сложности сыграл около десяти раз, причем образ менялся от одной роли к другой. Он сам придумывал костюмы и любил, чтобы было пострашнее.

Милляр долгие годы сотрудничал с режиссером Александром Роу. В 16 картинах творца он исполнил три десятка ролей. Его ярчайшие образы – Черт из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», Баба-Яга в «Морозко», царь подводный Чудо-Юдо в «Варваре-красе, длинной косе», придворный злодей Квак из «Марьи искусницы», оборотень Кастрюк в «Финисте-ясном соколе» – до сих пор помнятся зрителю.

Георгий Милляр работал и с другими режиссерами, у которых ему удалось изобразить не менее ярких персонажей. Запомнились роли Наимудрейшего в сказке режиссера Бориса Рыцарева «Волшебная лампа Аладдина», мистера Брауни в современной сказке Бориса Бунеева «Деревня Утка», мудреца Селима в «Калифе Аисте» Виктора Храмова, злого колдуна Смога в картине Геннадия Харлана «Андрей и злой чародей».

Помимо сказок Георгий Францевич снимался в других картинах. Он принял участие в таких фильмах, как «Кавказская пленница», «Баллада о Беринге и его друзьях», «Шаг с крыши», «Серебряное ревю».

Георгий Милляр в фильме “Кавказская пленница”

Появляясь даже в эпизоде, талантливейший актёр умел приковать к себе внимание.

Фильмография Георгия Милляра насчитывает более сотни работ. Последний раз он снялся в фильме «Ка-ка-ду» в 1992 году.

Личная жизнь

О личных отношениях Георгия Милляра ходило множество слухов. Поговаривают, что в 30 лет он мог жениться на одной молоденькой актрисе, которая заявила о скором пополнении семейства. На такую новость Георгий Францевич якобы ответил, что не может иметь детей, и отправил женщину к истинному отцу будущего ребенка.

Достоверно известно, что холостяком Милляр прожил до 65 лет. Однажды в одной из комнат квартиры появилась новая жительница по имени Мария Васильевна. С новой знакомой у актера было нечто общее: женщина была также родом из «раскулаченных» – после революции ее родителей арестовали.

Читать еще:  Булочки с кунжутом рецепт вкусный

Георгий Милляр и Мария Васильевна

К моменту знакомства с Георгием Милляром у Марии Васильевны уже были взрослые дети от первых двух браков. Присмотревшись к соседке, 65-летний актер попросил ее руки. Марии Васильевне на тот момент было 60. Удивленная женщина заявила артисту, что ей не нужны мужчины, на что Георгий Францевич шутливо ответил: «Я не мужчина. Я Баба-Яга».

Свадьбу отпраздновали в первый день съемок очередной сказочной ленты «Варвара-краса, длинная коса». Съемочная группа сделала сюрприз новобрачным, накрыв столы на берегу Москвы-реки.

Георгий Милляр с женой

Жену Георгий Милляр очень любил и уважал, кроме того, полюбила невестку и мама артиста. Взрослые дети Марии Васильевны тоже приняли мужа матери. В семье Милляров всегда были мир и порядок.

Они проживали в той самой коммуналке, некогда принадлежавшей полностью его семье, вместе с матерью, которая умерла в 1971 году. В жизни Георгий Милляр был простым человеком, любил выпить, хотя пьяным его никогда не видели. Дружбу он водил в основном с гримерами, осветителями и костюмерами.

Смерть

Несмотря на всенародную любовь и популярность, Георгием Милляром никогда не интересовалась советская пресса, а власти особо не жаловали. Звание Заслуженного артиста этот бесконечно талантливый и скромный человек получил лишь в 85-летнем возрасте. В последние годы жизни он часто посещал всевозможные детские мероприятия – встречи с детьми в школах, пионерлагерях. Милляр никогда не отказывался от концертов, хотя иногда организаторы могли не выплатить актёру гонорар, лукаво ссылаясь на то, что нет денег.

Георгий Милляр любил детей

В преддверие юбилея Георгия Францевича попросили выступить для детей в концертном зале «Россия». Узнав, что в зале будет 850 ребят, артист купил детские альбомы для рисования и от руки нарисовал столько же картинок с Бабой-Ягой, летящей в ступе. На каждом рисунке была подпись «С любовью Г.Ф. Милляр». Как признался актёр, он просто хотел «оставить подарочек каждому ребетеночку».

Было неясно, вычеркнули ли Георгия Милляра из списка приглашенных, либо концерт не состоялся вовсе, но в назначенный день за ним так никто и не приехал. Нарисованные Бабушки разошлись среди соседей, несколько штук до сих пор хранятся в Музее кино.

Могила Георгия Милляра

Скончался Георгий Милляр 4 июня 1993 года, не дожив немного до своего 90-летия. Его похоронили на Троекуровском кладбище. Среди переданных в Музей кино вещей артиста был найден небольшой пожелтевший листок бумаги со стихами, которые он написал незадолго до собственной смерти:

«А, наверное, было бы здорово,
Под финал, под конец пути,
Напоследок сыграть Суворова
И тогда уж спокойно уйти».

Судьба актёра: Георгий Милляр

7 ноября исполнится 115 лет со дня рождения знаменитого актёра, которого называли «официальным представителем нечистой силы в кино».

Настоящая фамилия Георгия Милляра — де Мильё. Его отец — французский инженер-мостостроитель Франц де Мильё — приехал в Россию по приглашению на работу. Он женился на дочери иркутского золотопромышленника, и в 1903 году у них родился сын Георгий. Вскоре отец умер, но мать была состоятельной женщиной и обеспечила сыну благополучное детство. Он воспитывался французскими гувернантками, изучал языки и искусство и почти ни в чём не знал отказа. Ещё до начала Первой мировой войны мать почувствовала нарастающие волнения и увезла сына в Геленджик, где у де Мильё был большой дом. После революции 1917 года этот дом конфисковали, и семья без денег вернулась в Москву. Тут их ждал ещё один сюрприз — оказалось, что их московскую квартиру превратили в коммуналку и хозяевам выделена одна комната.

С раннего возраста Георгий посещал лучшие спектакли и концерты — его тетка была актрисой и регулярно брала племянника с собой. Именно в театре он понял своё призвание… В семь лет он сделал себе грим Мефистофеля из «Фауста» и пытался сыграть домашний спектакль — родные смеялись без остановки, чем очень огорчили юного актёра. Но от намеченной цели он не отступил! После школы устроился работать бутафором в геленджикском театре, там же впервые вышел на сцену. Правда, в женском образе — заболела актриса из спектакля «Золушка» и нужна была срочная замена. Незапланированный дебют был удачным, и через несколько лет он был известным в Геленджике актёром.

В Москве он сменил фамилию де Мильё на Милляр, чтобы не афишировать аристократическое происхождение, и поступил в театральную школу при нынешнем театре им. Маяковского. У него была неактёрская внешность и проблемы с дикцией, поэтому преподаватели относились к нему настороженно. На протяжении всего обучения они решали: отчислить ученика или же из него будет толк… пока думали — Милляр окончил школу и вошёл в состав театральной труппы. Он был довольно успешным актёром, который играл пусть небольшие роли, зато в половине репертуара. Критики же отмечали, что актёр с такой живой мимикой был бы более успешен в кино. И были правы!

Георгий Милляр и сам хотел играть в кино, но из-за волнения и неуверенности регулярно проваливал пробы. В том числе и у Александра Роу, который не с первого раза, но все-таки взял его в свою сказку «По щучьему велению». Для Роу это была дебютная картина, которая настолько всем понравилась, что режиссёру сразу же поступил заказ на съёмки следующей сказки. Он уже без сомнений пригласил Милляра. В «Василисе Прекрасной» у него было уже три роли — отца, гусляра и Бабы-яги. Баба-яга стала его главной героиней — Милляр играл её в четырёх фильмах, и каждый раз она была неповторима.

Читать еще:  Анастасия мыскина с мужем фото: сюзанна карпова и Сергей мамедов

Сам Милляр говорил, что отдать роль Бабы-яги мужчине — было верным решением: мало кто из женщин согласился бы на такой ужасный образ, а мужчина в юбке выглядит ещё страшнее. Правда, такие женщины находились, и одной из них была театральная звезда Фаина Раневская, которая тоже хотела роль ведьмы в «Василисе Прекрасной»… Но Милляр её переиграл. Он срисовал образ со случайно встреченной старухи-гречанки с недобрым взглядом, а характер взял у своей склочной соседки по коммунальной квартире. Помимо этого, он долго наблюдал за пожилыми женщинами, перенимая у них пластику и манеру говорить.

Георгий Милляр был эрудированным остроумным человеком, любил застолья и анекдоты. Он составил свой «Алфавит Милляра» — сборник афоризмов, который в советское время многие переписывали от руки, а некоторые фразы позже стали ошибочно приписывать Фаине Раневской. Актёр даже свои мемуары назвал «Я — второй Раневская, или Й — третья буква». Он был душой компании, но при этом личная жизнь актёра не складывалась — он избегал серьёзных отношений с женщинами. Возможно из-за того, что не мог иметь детей, возможно из-за измены жены в мимолётном юношеском браке — он никогда это не обсуждал. Тема семейной жизни была для него закрыта очень надолго, но не навсегда…

В 1944 году Александру Роу поступил заказ на патриотическую сказку «Кащей Бессметрный». Роль сразу предложили Милляру, но он сомневался: «Таланта не хватит!». Но однажды пришёл на обсуждение фильма с обритой головой и без бровей, как он всегда делал перед съёмками. Роу понял, что согласие получено… Актёр недавно перенёс малярию и весил всего 48 килограмм, что усилило зловещий облик Кащея — его боялась даже лошадь, на которой должен был скакать Милляр. Фильм вышел в мае 1945 года, и был встречен с восторгом, а Милляр стал «официальным представителем нечистой силы в кино».

Роу и Милляр стали лучшими друзьями и творческим тандемом — актёр снимался почти во всех фильмах знаменитого сказочника, причём, играя сразу несколько ролей. Он создал целую галерею волшебных персонажей — Чёрт из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», Баба-яга в сказках «Морозко» и «Золотые рога», царь Чудо-Юдо в сказке «Варвара-краса, длинная коса», водяной Квак из «Марьи-искусницы», оборотень Кастрюк в «Финисте — Ясном соколе». Ко всем ролям актёр подходил с выдумкой и старался усовершенствовать своих персонажей, изобретал новые костюмы и грим, вносил правки в сценарий, сам выполнял все трюки и делал основную ставку на мимику. Некоторые приёмы он брал из немого кино, которое очень любил и считал выразительнее звукового.

Был за Милляром один частый актёрский грех — любил выпить. При этом был очень дисциплинирован и ни разу не сорвал съёмки. Александр Роу всегда бдил, чтобы Милляру никто не продавал алкоголь и вообще спиртосодержащие жидкости. Однако актёра так любили, что просто не могли отказать… На съёмках фильма «Морозко» Милляр очаровал продавщицу автолавки, и они проворачивали целую операцию. Он уходил с бидоном якобы за молоком, продавщица ставила в бидон бутылку, а молоко заливала сверху. Режиссёр никак не мог понять, прочему Баба-яга так часто была навеселе.

Зрители настолько привыкли к сказочным образам актёра, что в других фильмах его часто не узнавали. Главных ролей у Милляра не было, но в эпизодах снимался очень много. Он сыграл пожилого любителя домино в комедии «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», пленного француза Мореля в киноэпопее «Война и мир», папашу Дорсетта из сборника новелл «Деловые люди», постового эцилоппа в знаменитой «Кин-дза-дзе!» и ещё десятки ролей. Сам Милляр говорил: «Сказочные образы — моя стихия, моя привязанность. Но как хочется сыграть однажды роль глубокую, психологическую… Шекспировский Цезарь, Вольтер, Суворов — вот о чем я, грешный, мечтаю». Режиссёры не видели в нём героя, но работать с актёром очень любили.

В 85 лет Георгий Милляр получил звание народного артиста РСФСР. Многие коллеги считали, что это должно было случиться гораздо раньше, но мешали аристократическое полуиностранное происхождение и холодное отношение актёра к властям. К моменту получения звания Милляр был уже женатым человеком — в 65 лет он женился на своей соседке. Марье Васильевне было 60, она одна вырастила трёх детей, а на пенсии работала в охране одного из министерств. С Милляром они знали друг друга много лет, но предложение стать его женой Марью Васильевну удивило. Она попыталась отшутиться, мол, ей мужчины не нужны, но Милляр весомо возразил: «Я не мужчина! Я — Баба-яга!». Женщина сдалась, и они прожили вместе до самой смерти актёра.

Источники:

http://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-georgiy-millyar.html
http://24smi.org/celebrity/1057-georgii-milliar.html
http://www.domkino.tv/news/11857

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: